Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Александр Собко. Проблема-2020: какой будет ориентация украинской "трубы"?

Источник: "На линии"

Почему нынешняя конфигурация укрГТС несовместима с реверсом газа из Европы

Последние события и заявления официальных лиц (в том числе и со стороны Европы) говорят в пользу увеличения вероятности реализации "Северного потока-2". Слишком пугающей, непредсказуемой и неуправляемой уже видится Украина даже благоволящим этой стране европейцам.

Если новый маршрут будет создан, то это означает беспрецедентные по масштабам переключения газовых потоков на новое направление.

В таком случае появится масса интересных сюжетов для наблюдения. Пока об этом говорить рано: нет конкретики. Но что уже можно обсудить, так это роль ГТС Украины в новой конфигурации, а также возможность использования в ней реверсных схем поставок.

Существует несколько сценариев переключения украинского транзита на новое направление. По большинству из них, даже при самом удачном стечении обстоятельств определенные объемы газа (10-30 млрд кубометров по сравнению с нынешними 60-70 млрд) останутся на украинском направлении и после окончания текущего транзитного контракта (1 января 2020 года).

В таком случае мы приходим сразу к нескольким проблемам. Во-первых, согласится ли Украина вообще транспортировать небольшие объемы?

Считается, что транзит менее 60 млрд кубометров для укрГТС экономически невыгоден. Это достаточно спекулятивная тематика, точных оценок здесь нет. Вероятно это связано с тем, что в украинской ГТС нет отдельных транзитных газопроводов, и при работе на малых объемах необходимо модифицировать саму ГТС, в частности и для того, чтобы она могла выполнять и свои функции по распределению газа на внутреннем рынке.

Не менее интересная ситуация с реверсными схемами поставок. Сейчас, как известно, по сути реверсируется российский газ. "Нафтогаз" перекупает его у европейских импортеров "Газпрома", после того как он побывал за пределами западной границы Украины.

Ведь за объемами, которые транспортирует "Нафтогаз" по контракту с "Газпромом", российская компания тщательно следит. Виртуальный реверс запрещен, сколько газа было сдано на восточной границе, столько же получено на западной.

Поэтому, чтобы избежать обвинений в виртуальном реверсе (сейчас "Нафтогаз" хочет получить возможность проводить виртуальный реверс официально - но это другая история с неочевидным окончанием), в Словакии пришлось построить небольшую "перемычку", где газ меняет собственника и возвращается на Украину (точка сдачи-приемки Budince на сайте словацкого газотранспортного оператора).

Возникает резонный вопрос: а что будет с такими реверсными поставками, если транзит сократится до минимума или исчезнет вовсе?

Сторонники реверсных схем утверждают: в перспективе возможен непосредственный импорт газа с европейских хабов (например, австрийский Баумгартен). Мы даже оставим в стороне пока ценовые вопросы такой транспортировки газа, сколько газ будет стоить на хабе, после того как попадет туда обходными путями, наличие инфраструктуры и другие вопросы.

Но возможен ли такой вариант в принципе, в контексте работы укрГТС?

Тут мы вступаем на несколько зыбкую почву предположений. Но попробуем рассуждать логично. Итак известно, что газотранспортная система Украины работает в одном направлении: с востока на запад.

Летом "Нафтогазу" хватает топлива собственной добычи (она как раз расположена преимущественно на востоке - в Харьковской области). А зимой используются все источники - своя добыча, иногда российский газ, "реверс", ПХГ.

Возникает вопрос: а что же делает "Нафтогаз" с объемом газа, полученным по реверсу? Ведь он его получает на западной границе, и как его довести, к примеру до центра страны, если ГТС работает в противоположном направлении?

Вариант один - отправить опять в Европу, а в компенсацию отобрать эквивалентные объемы на востоке (т.е. все по честному).

Похожий процесс происходил и происходит с газом в газовых хранилищах Украины, самое крупное из которых расположено как раз на западе страны.

А теперь допустим, что российских поставок не будет, не будет и транзита. Тогда сама укрГТС просто будет работать в реверсном режиме (он для нее станет базовым). И действительно будет получать газ из Европы. Так уже было однажды на несколько дней зимой 2009 года во время газовой войны "Нафтогаза" с "Газпромом". Правда, тогда газ брался из западных ПХГ Украины.

Значительно сложнее окажется ситуация, если будет сохраняться транзит небольших объемов газа. Тогда направление работы укрГТС будет таким же, как и сейчас. Допустим зимой Украина использует 100 млн кубометров из ПХГ (западные хранилища, но они и основные) и 40 млн по реверсу. Это означает что физически эти объемы она должна отдавать в Европу, отбирая эквивалентные количества на востоке. Но для этого, транспорт в Европу должен быть как минимум на уровне 140 млн в сутки.

Более того, как видно из вышесказанного, если физический транзит в ЕС окажется менее 100 млн кубометров в сутки, то Украина в нынешней конфигурации ГТС не сможет даже пользоваться своими западными хранилищами.

Всех этих трудностей можно избежать, если отказаться от реверсных схем, но ясно что после стольких лет борьбы за газовую независимость Украина на это не пойдет.

Необходимым условием работы ГТС по текущему, аверсному варианту в комплекте с нынешним вариантом "реверса", является сохранение транзита в объемах необходимых Европе (те объемы, доставка которых в обход невозможна) + объемы нужные Украине (которые она будет потреблять по физическому "реверсу").

Частичным решением проблемы может стать запуск виртуального реверса, чему всячески противится "Газпром". Но и в этом случае зимний объем транзита в Европу должен быть не меньше объема отбора из западных украинских ПХГ.

И это только один аспект. За рамками нашего рассмотрения еще остается южное/турецкое направление экспорта (по Трансбалканскому газопроводу) + по этой линии газ получает часть балканских стран.

Так или иначе, прекращение работы единой, еще союзной, газотранспортной системы приведет к массе изменений. Быстрых решений (построим морскую часть "Северного потока-2" и всё) здесь нет. Здесь нужен и комплекс новой подводящей инфраструктуры со стороны России, равно как и новые магистральные газопроводы для распределения газа со стороны ЕС.

Времени остается все меньше. И дело даже не в окончании транзитного договора (остается 3,5 года), и не в обветшании украинской "трубы", хотя это важные аспекты. Но на Украине в условном сегодня блокируют фуры, а в условном вчера предлагали в одностороннем порядке повысить плату за транзит газа, несмотря на наличие долгосрочного договора. Кто может поручиться, что в условном завтра кто-то на Украине не решит прекратить газовый транзит? Может и "пронесёт". А если нет?

Фото: EPA, naftogaz-europe.com


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.