Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

У Европы проблемы? Миллер: Украина уже не успеет закачать в ПХГ нужное количество газа

Украина уже не успеет закачать в подземные хранилища объем газа до 18–20 млрд кубометров, необходимых для прохождения зимы и обеспечения транзита, сообщил глава Газпрома Алексей Миллер.

«Что касается объемов закачки газа в подземные хранилища Украины, если говорить о том времени, которое осталось до начала периода забора, конечно, Украина уже не успеет в необходимом объеме закачать газ в подземные хранилища, чтобы там была как минимум цифра 18 млрд, а лучше – 20 млрд (кубометров – прим. ВЗГЛЯД)», – сказал Миллер, передает РИА «Новости».  

Накануне министр энергетики России Александр Новак заявил, что Москва готова поставить Киеву 10 млрд кубометров голубого топлива, которые необходимы для прохождения осенне-зимнего периода.  

29 сентября в Нафтогазе сообщили, что Киев еще не принял решения по результатам переговоров России, Украины и ЕС, на которых обсуждался план временного урегулирования газового спора и бесперебойного транзита российского газа в Европу.  

При этом глава Нафтогаза Андрей Коболев заявил, что Киев отказывается гарантировать бесперебойные транзитные поставки российского газа через территорию Украины, если не будет заключен новый транзитный договор.  

27 сентября министр энергетики России Александр Новак заявил, что Газпром поставит Украине 5 млрд кубометров газа на условиях предоплаты в случае принятия всех берлинских договоренностей. Однако глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что в вопросе погашения Украиной долга за российский газ пока нет ясности.  

По материалам: ВЗГЛЯД

Комитет ГД разрешил "Газпрому" оплачивать транзит через Украину ее долгами

Комитет Госдумы по финансовому рынку сегодня при подготовке ко второму чтению законопроекта о бухучете поддержал поправку, которая предоставляет "Газпрому" возможность оплачивать транзит газа через Украину за счет долга "Нафтогаза".

Согласно документу, резиденты будут вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами - экспортерами газа природного в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров, предусматривающих куплю-продажу газа и оказание нерезидентами услуг по его транзиту.

Поправка, дополняющая закон "О валютном регулировании и валютном контроле", внесена заместителем председателя думского комитета по энергетике Павлом Завальным. Первоначально с такой инициативой выступал "Газпром".

Поправка особенно актуальна в связи с проблемами, возникшими при оплате российского газа, поставленного на Украину. Она позволяет оплачивать транзит российского газа через Украину за счет долга "Нафтогаза" за поставленный газ, причем без обязательного зачисления выручки от продажи газа Украине на счет "Газпрома" в уполномоченном банке. Это, в свою очередь, позволяет "Газпрому" избежать санкций за невыполнение требования законодательства об обязательном перечислении выручки за проданный газ на его счет в банке в случае, когда газ поставлен, но не оплачен.

Ранее в СМИ также сообщалось, что поправку поддержали Минфин, Минэкономразвития, Росфиннадзор и ЦБ РФ.

Сейчас при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны, за исключением отдельных случаев, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями заключенных договоров. За невыполнение в установленный срок этой обязанности предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностных лиц и юридических лиц установлен в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока, за каждый день просрочки - в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Газовая война или приглашение к компромиссу: внимание на Словакию и Норвегию

Александр Собко

По итогам сентября «Газпром» сократил экспортные поставки на 35%, до 11,571 млрд кубометров (судя по контексту, по отношению к тому же периоду предыдущего году). Для т.н. ближнего зарубежья снижение составило 3,8 млрд (с 5,6 до 1,8 млрд), то есть экспорт фактически уменьшился за счёт традиционного украинского импорта. В дальнее зарубежье поставки уменьшились с 11,1 до 8,7 млрд.

Причины этого снижения понятны, хотя могут объясняться самыми различными факторами. Во-первых, и ограничением реверсных поставок на Украину. Во-вторых, и это мы недавно обсуждали, возможно, здесь видим новую политику «Газпрома» в отношении ограничения предложения контрактного газа с тем, чтобы воздействовать на биржевые цены в Европе. При росте биржевых цен и «реверсы» будут выглядеть не столь привлекательно. Кроме того, не следует забывать, что газовые хранилища уже набиты почти под завязку, что также могло бы оказывать давление на цены при прежних объёмах экспорта.

Так или иначе, для нас сейчас интересней, что, несмотря на принятые меры, пока «реверсы» всё же работают. Польша заявила о возобновлении (после небольшого перерыва) своих поставок. Хотя ограничения российского экспорта для этой страны продолжаются, объёмы компенсируются ростом поставок из других источников.

«Реверс» — словацкий, газ — европейский

Но главное реверсное направление — Словакия. После того, как 1 сентября был открыт маршрут (максимальная мощность 27 млн кубометров в сутки или около 10 млрд кубометров в годовом исчислении), около 25 млн кубометров в сутки Украина стабильно получает по этому направлению.

На подобном фоне Словакия заявляет, что ей не хватает до 50% российского газа, страна даже заключила договор с E.On на поставки до 2 млн в сутки для компенсации дефицита. А также проводит дополнительные закупки на спотовом рынке.

Смущать это не должно, ведь прямой связи здесь нет. Дефицит газа в Словакии можно рассматривать в рамках общей установки на ограничения поставок до минимальных контрактных объёмов. Эти ограничения, кстати, помимо участвующих в реверсе стран уже коснулись и Румынии. А вот газ на Украину по словацкому реверсному направлению может поставляться любыми участниками европейского газового рынка (как и первые «реверсы» из Польши проводила немецкая RWE). Об этом говорят и несопоставимые объёмы словацкого реверса с внутренним спросом страны — 25 млн кубометров в сутки, в то время как сама Словакия выбирает сейчас 10–15 млн кубометров.

Напомним, что особая роль Словакии в «реверсах», да и вообще в транзите, связана с тем, что ГТС этой страны соединяет основные мощности украинских транзитных газопроводов с крупным европейским газовым хабом в Австрии (Баумгартен).

Можно было бы сделать вывод, что в ближайшее время — с началом отопительного сезона в европейских странах и в случае продолжения «Газпромом» политики ограничений — реверсные поставки сойдут на нет. Но ситуация внезапно изменилась.

Фактор Норвегии

Тут следует обратить внимание на широко разрекламированный в конце прошлой недели контракт «Нафтогаза» и норвежской Statoil. Параметры его не афишируются, по некоторым сведениям, это может быть 4 млрд кубометров в течение года. Известно, что контракт небольшой и относительно краткосрочный, хотя понятия эти очень размытые. Поставки начались первого октября и будут идти через Словакию. Напрямую или через различные своповые (обменные) схемы — неясно.

Но как будут проходить поставки, не так важно. А важно, что в европейской газовой системе появился дополнительный газ, который фактически может компенсировать газпромовские ограничения. Норвегия, таким образом, всё же «впряглась» за Украину, да и за весь Евросоюз в этом споре.

Нужно, однако, помнить о желаниях и возможностях Норвегии в газовой сфере.

С одной стороны, Норвегия уже неоднократно заявляла, что не может сильно помочь зимой со своим газом. Речь, правда, шла в первую очередь о замещениях российского газа в случае полной остановки российских поставок по тем или иным причинам. Известно, что норвежские промыслы зимой работают на своём пределе. А газопроводы зимой загружены полностью, если, по крайней мере, верить руководству страны.

Кроме того, большая часть норвежских поставок привязана к биржевым ценам, рушить которые своими дополнительными поставками ни к чему.

С другой стороны, помочь своим газом Норвегию могли так сильно попросить, что отказаться не получилось. Что касается технических возможностей, то уже сейчас она может воспользоваться своими «пиковыми» мощностями. То есть в «промежуточные» осенние погоды нарастить добычу до традиционных зимних объёмов и тем самым компенсировать ограничения поставок со стороны «Газпрома».

То есть проблема никуда не делась, но последние события говорят в пользу того, что торг может продолжаться дольше, чем ожидалось, — вплоть до морозов, когда все системы будут работать на пределе и Норвегия не сможет компенсировать возникающий дефицит.

Транзитные ограничения

Ещё один интересный аспект, который стоит обсудить, — курс на уменьшение объёмов транзита по украинскому направлению.

Если мы посмотрим на главный западный пункт приёмки-сдачи газа на границе со Словакией (Вельке-Капушаны), то здесь сейчас ежедневная прокачка находится на уровне 50 млн кубометров (с учётом реверса в 25 млн получается вообще всего 25 млн «чистыми»). И это при том, что год назад здесь ежедневно проходило 150–200 млн кубометров. Частично компенсируется снижение прокачки увеличением поставок через Чехию (Ланжот, см. рисунок). Здесь сейчас проходит свыше 40 млн кубометров в сутки в сторону Словакии, хотя обычно газ в этой точке шёл в противоположном направлении (в Чехию).

И если только по словацкому направлению раньше проходило 150–200 млн кубометров, то сейчас, по данным «Укртрансгаза», Украина транспортирует всего около 120 млн кубометров ежесуточно. Из которых — 50 в Словакию, понемногу в Польшу и Молдову.

Два других крупных направления, это ГИС Берегово (в Венгрию, около 25 млн кубометров в сутки) и южное направление, ГИС Орловка (37 млн кубометров в сутки), где газ идёт через Румынию и Болгарию преимущественно в Турцию. Здесь «Газпром» пока никак не может компенсировать снижение транзита ростом по другим направлениям. Но в этом ключе интересно недавнее заявление «Газпрома» о планах по увеличению мощности «Голубого потока» (напомним, что это проложенный по дну Чёрного моря газопровод в Турцию) с 16 до 19 млрд кубометров.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.