Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости ЧП, криминал

Тимошенко и газ: история любви и лжи

Источник: "Обозреватель"

Газовые соглашения 19 января 2009-го, подноготную которых вскрывают стенограммы заседаний Кабмина Юлии Тимошенко, – пик «газового бизнеса» экс-премьера. Ведь в современной Украине слова «Тимошенко» и «газ» давно стали синонимами.

Хотя по образованию Юлия Владимировна – инженер-экономист, со школьных времен она хорошо помнила: чистый природный газ не имеет цвета и запаха. Что- то подобное Нерон говорил о деньгах. Однако если Нерон стал Римским императором в 17 лет по праву рождения, то Юлии за звание «газовой принцессы» пришлось побороться.

ОТ СУМЫ ДО ТЮРЬМЫ

Вопреки распространенной версии, Павел Лазаренко не был первым партнером Юлии Тимошенко по газовому бизнесу. Еще в 1992-м «Корпорация украинский бензин», руководимая Тимошенко, образовала с фирмой «Интерпайп» Виктора Пинчука корпорацию «Содружество», которая занялась поставками в Украину туркменского и российского газа. Именно в этот период Юлия Тимошенко знакомится с Павлом Лазаренко, который очень скоро становится ее покровителем. В конце 1995-го альянс Тимошенко и Пинчука распался, а на газовом рынке Украины появилась компания с претенциозным названием Промышленно-финансовая корпорация «Единые энергетические системы Украины». С момента учреждения по январь 1997-го Тимошенко была президентом этой структуры.

О конкретных фактах содействия Лазаренко деятельности «ЕЭСУ» можно рассказывать много. Все началось с того, что П.Лазаренко 8 ноября 1995 года письменно попросил Министра обороны России передать этой корпорации все поставки украинской продукции Минобороны РФ, которые шли в зачет задолженности РАО «Газпром» по бюджетным платежам. Но в тот момент ПФК «ЕЭСУ» еще не существовало! Собрание ее учредителей состоялось 20 ноября, а зарегистрирована она была 24 ноября 1995 года как правопреемник фирмы «КУБ». Сотрудничество «ЕЭСУ» с Минобороны РФ закончилось двумя уголовными делами в России. По одному из них – об исчезновении более 300 млн. долларов, перечисленных российской стороной по соглашениям с «ЕЭСУ» – 5 лет тюрьмы получил российский генерал Олейник. А расчеты «ЕЭСУ» с российскими военными фальшивыми векселями «Нафтогаза» до сих пор являются предметом расследования правоохранителей.

Кроме того, Лазаренко (первый вице-премьер, а позже – премьер-министр Украины) обеспечил корпорации «ЕЭСУ» статус самого крупного поставщика российского природного газа украинским потребителям. По его инициативе за корпорацией были закреплены Днепропетровская и Донецкая области, которые потребляли наибольшие объемы природного газа. Все потребители газа в этих областях были обязаны закупать газ у «ЕЭСУ». У кого не было денег – рассчитывался продукцией или собственностью по заниженным ценам. Поэтому уже в 1996-м году оборот корпорации Тимошенко достиг 4 миллиардов долларов. При этом его удельный вес в украинском экспорте составил 7 процентов, а доля в экспорте с РФ – 14 процентов. В 1997 году под контролем «Единых Энергетических Систем» оказалась четвертая часть всей экономики Украины! «ЕЭСУ» связывали деловые отношения с германским «Рургазом», российским «Газпромом» и газотрейдером «Итера». Именно в этот период известный журналист Мэтью Бжезинский в своей книге «Casino Moscow» назвал Юлию Тимошенко «женщиной стоимостью в 11 миллиардов долларов».

Но летом 1997 года Лазаренко отправили в отставку, а «ЕЭСУ» вскоре лишили права поставлять газ на предприятия. Корпорацию обвинили в укрывательстве налогов на сумму 1,5 миллиарда гривен. Лично Тимошенко это ничем не угрожало – в конце 1996-го она стала народным депутатом по мажоритарному округу. На первых в Украине выборах по партийным спискам Тимошенко получила проходной 6-й номер в списке лазаренковской «Громады», но она принципиально проходит в парламент как мажоритарщица. Весной 1999-го Тимошенко выходит из «Громады» и создает партию и фракцию «Батькивщина», которая после победы Кучмы на выборах Президента помогает ему сформировать подконтрольное большинство в парламенте. За это Кучма сделал Тимошенко вице-премьером по ТЭК и приказал разблокировать счета «ЕЭСУ». Хотя в этот период основой бизнеса Тимошенко уже стал подконтрольный ей банк «Славянский» – ведущий игрок на рынке векселей и зачетов. Он был связан бартерными схемами с ликвидными предприятиями и фактически контролировал их деятельность.

Но страстью Тимошенко оставался газ, тем боле что в январе 2000-го ситуация с ним была непростой. Россия обвиняла Украину в воровстве газа, и поставки были под угрозой (ничего не напоминает?). Юлия Владимировна лично едет в Москву и защищает национальные интересы очень странным способом: вице-премьер признает как незаконный отбор российского газа Украиной, так и долг украинских потребителей за газ перед Россией в размере 2,8 миллиарда долларов. Схема «выгоду получаю я – расплачивается страна» Тимошенко понравилась, вот только благодарности российской фемиды хватило ненадолго. Уже в марте 2000-го Главная военная прокуратура РФ возбудила уголовное дело по факту нецелевого использования средств Минобороны России по контрактам с «ЕЭСУ». А тут еще Павел Лазаренко в США начал давать показания о взятках, полученных от Тимошенко. Пришлось Юлии Владимировне на некоторое время забыть о газе и стать оппозиционеркой. От полуторамесячной отсидки это ее не спасло, зато позволило через пару лет стать мотором «помаранчевой революции»…

ПОМАРАНЧЕВЫЙ ГАЗ

Первое, что начала делать Юлия Тимошенко на посту премьер-министра, – это брать под контроль рынок газа. Но вот незадача: «преступный режим» Кучмы оставил стране долгосрочные соглашения с Россией и Средней Азией по принципу «газ за транзит», которые обеспечивали Украину газом по 50 долларов. Правительство Тимошенко настаивает на ревизии этих соглашений под предлогом «перехода на европейские принципы ценообразования» и отказа от идеи газотранспортного консорциума. Тимошенко нужен был дорогой газ: во-первых, чтобы снизить прибыли крупных производителей (как правило – противников «помаранчевых»). А во-вторых – чем выше цена, тем больше сумма возможного личного заработка… В сентябре 2005-го Виктор Ющенко отправляет ее Кабмин в отставку, но было уже поздно: Россия обвиняет Украину в одностороннем отказе от газовых соглашений и требует за газ в несколько раз больше.

Все это привело к тяжелому газовому кризису, отозвавшемуся по всей Европе. Так как вплоть до конца 2005 года Москва и Киев не смогли договориться о цене, которую Украина должна была платить за поставки российского газа, 30 декабря 2005 года глава «Газпрома» Алексей Миллер пригрозил остановить подачу газа украинским потребителям. 1 января 2006 года вентиль был перекрыт, но украинская сторона, по данным «Газпрома», начала несанкционированный отбор транзитного газа, предназначенного для стран Евросоюза. В первые дни нового года Австрия, Венгрия, Польша и Словакия заявили о невыполнении Россией своих обязательств по поставкам газа в эти страны. В Украине в ряде областей был введен режим экономии газа на промышленных предприятиях. Москва и Киев обратились в Брюссель с одновременными просьбами воздействовать на ситуацию, а между украинской и российской сторонами начались усиленные переговоры на всех уровнях. В итоге стороны приняли компромиссное решение, и газоснабжение было восстановлено, однако Украина вынуждена была согласиться на повышение цены за российский газ, а репутации России как надежного поставщика газа для зарубежных стран был нанесен значительный ущерб. Тимошенко, создавшая газовый кризис, отрабатывала следующую схему: критиковала власть и готовилась к выборам...

Возможность вновь заняться газом Тимошенко получила только после досрочных парламентских выборов в 2007-м. В январе и последующих месяцах 2008-го Украина спокойно получала относительно недорогой российский газ – ведь предыдущее правительство оставило действующие схемы поставок. Однако, как и в 2005-м, Юлию Владимировну интересовало совсем не это. Кроме того, добавилась еще одна причина – грядущие президентские выборы, на которые ей просто не хватало денег. И тогда, вспомнив опыт 2000-го, она решила опять помочь России, и опять небезвозмездно. Тимошенко шла к цели напролом: любой может оценить настойчивость ее первого зама Александра Турчинова на заседании Кабмина 19 января 2009-го по утверждению фактически написанных в «Газпроме» директив для делегации НАК «Нафтогаз». Но даже когда министры их не поддержали – Тимошенко подписывает директивы единолично. Сваливается с сердечным приступом глава «Нафтогаза» Дубина – ничего, в запасе есть верный Диденко. Ющенко продолжает требовать коллегиального решения Кабмина. 21 января все выступавшие с критикой газовых контрактов министры молча их одобряют. И на каждом шагу – ложь, возведенная в степень.

На заседании Кабмина 21 января – о «победе» и о «возможности модернизации ГТС». В начале марта 2009-го – о получении российского кредита в размере пяти миллиардов долларов для «Нафтогаза» (намеченные переговоры не состоялись). 23 марта, после подписания в Брюсселе Декларации о модернизации украинской газотранспортной системы с Евросоюзом, – о готовности немедленно ее выполнять (не было сделано ничего). И все это ради того, чтобы скрыть суть «соглашений 19 января», о чем прямо писали в российской прессе: «Газпром» финансирует президентскую кампанию Тимошенко, чтобы и дальше получать сверхприбыли от поставок газа в Украину. И финансирует их за счет газа, экспроприированного у частной компании. Фактически, российский монополист играл в беспроигрышную игру: победит Тимошенко – хорошо, проиграет – вернем незаконно отобранный газ.

Конечно, у Юлии Владимировны был свой туз в рукаве. Еще в январе 2009-го приближенные к ней аналитики предложили схему разрыва контрактов после победы на выборах: объявление «Нафтогаза» банкротом, всех его договоров – недействительными, и начало переговоров с чистого листа. (Что-то подобное в свое время сделали большевики с договорами царского режима после своей победы – последствия этого Россия по сей день расхлебывает). Но в то время так далеко Тимошенко и ее министры не заглядывали – им было важно пережить 2009-й. Почитайте стенограммы: все обсуждают только цены и объемы одного года, так будто в нем жизнь заканчивается! И эти люди теперь говорят о какой-то стратегии? Выиграв для себя лично год, они проиграли страну на много лет вперед.

Получив выгодные для себя контракты, Россия действует в четком соответствии с русской поговоркой: дружба дружбой, а табачок – врозь. А Юлия Владимировна на каждом шагу продолжает кликушествовать, мол, в стране «дело – табак!» К сожалению, не совсем прав оказался на заседании 19 января 2009-го министр ЖКХ Алексей Кучеренко, заявивший, что для Тимошенко газовые соглашения – «это ее либо жизнь, либо смерть в этой ситуации». Эти слова скорее касались всей Украины. Сложно сказать, как жила бы украинская экономика в 2010-м, если бы не удалось получить на газ скидку в 30% по сравнению с теми ценами, на которые согласилась Тимошенко. Символично, что рейтинг самой Тимошенко тоже снизился на треть. Может, нужно и дальше двигаться в том же направлении?


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.