Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Loading...

Александр Митта: «В своем «Экипаже» я хотел показать не эротику — любовь»

7 августа 2011
Режиссер искренне верит: будь жив Высоцкий, он сегодня стал бы звездой номер 1. Но о своей близкой дружбе с поэтом говорить не любит. Фото: А. Яремчук
Режиссер искренне верит: будь жив Высоцкий, он сегодня стал бы звездой номер 1. Но о своей близкой дружбе с поэтом говорить не любит. Фото: А. Яремчук
<
Увеличить фото... Увеличить фото... Увеличить фото...  
Источник: "Сегодня"

Создатель первого в СССР фильма-катастрофы рассказал о том, почему нынче не снимает кино, как хотел воскресить «Границу. Таежный роман», об эротике в Союзе, о своей любви к сериалам и о Высоцком.

— Александр Наумович, не так давно Никита Михалков уверял меня, что российское кино на подъеме. Вы же, как я слышал, придерживаетесь иного мнения...

— На подъеме? Это, может, у Михалкова и на подъеме, а я уже 10 лет ничего не снимаю, потому что у меня денег нет. Мы находимся сейчас в критической ситуации — кино в России, да и в Украине, насколько я знаю, почти нет. Прокатных площадок для России не существует, они все отданы американскому кино. Правда, телевизионный мир открывается все шире и шире: телевизионные каналы, кабельные каналы... Чем качественней будет работа телевидения, тем более активно будет создаваться база для нового российского, украинского, так сказать — нашего, бывшего советского кинематографа. Я верю в это.

— Если вы не снимаете свое кино, на что же вы живете? Чем занимаетесь?

— Я больше пяти лет преподавал в Гамбурге, в киношколе гамбургского университета, и знаете, меня всегда поражало, до какой степени образованные там учатся ребята. Для меня каждое занятие было как своеобразный турнир с людьми, знающими столько же, сколько и я. Откуда у них эти знания? Да потому, что каждое лето этого студента наполнено посещением киношкол и киноуниверситетов. Каждый из них проходит 10—15 курсов в разных киношколах, чем существенно пополняет свои знания. И меня беспокоит, огорчает страшно, что в России ничего подобного нет. А вообще, я как тот патологоанатом: разбираю универсальные «скелеты» фильмов. Этому и учу своих учеников.

— Говорят, все проблемы нашего кино — от отсутствия хороших сценариев?

— Отчасти. Ведь для того, чтобы российские и украинские фильмы регулярно выходили в прокат, нужна большая поддержка государства, которую оно не оказывает. А сценарии, это ведь не очень сложный бизнес. У тебя есть в голове идеи, у тебя есть ноутбук и ты стучишь, так сказать, десятью пальцами по клавиатуре и что-то такое на одной стороне листа через два интервала даешь и называешь это сценарием. Сценариев должно быть в сотни раз больше, чем снимается картин. Но при этом важно помнить, что, написав сценарий об удовольствии, которое доставляет любовь к девушке, не стоит ожидать, что такое же удовольствие от любви к ней получат те, кто будут этот сценарий читать. Иначе возлюбленная рискует стать бл...ю.

— До «Границы. Таежный роман» вы вообще не снимали сериалов. Почему пошли на этот формат?

— Для меня сериальный мир стал просто находкой. Потому что мне всегда было тесно в рамках одного фильма. Всю жизнь, сколько бы я ни снимал, половина картины оказывалась в корзине. Сейчас модно говорить — так может это и правильно, что в корзине: отсекалось все ненужное, оставляя место для важного. Чушь. Та же «Граница»: вначале вышла на экраны картина, и вслед за ней — сериал. Так сериал от картины оставил просто мокрое место! Он в разы богаче. Идейный объем был больше.

— А правда, что вы хотели снять продолжение «Границы»?

— Да. Я даже написал сценарий, но телевизионщики меня разочаровали: «Да сегодня уже никто и не помнит этот фильм — это никому не интересно». А самому профинансировать проект, увы, денег нет.

— Вы многие годы дружили с Владимиром Высоцким...

— Не хочу изображать из себя близкого друга... я хотя Володю и любил, но, по большому счету, он был больше другом моей жены Лили Майоровой. Благодаря ее радушию наш дом фактически превращался в ресторан для друзей. А Володя... и я в это верю, если б его смерть не забрала, был бы сегодня в десятке лучших мировых актеров.

— Благодаря своему фильму «Экипаж» вы стали дважды пионером: до этого в Союзе никто не снимал фильмы-катастрофы и не показывал советских актеров в стиле ню.

— Так уж вышло. Хотя из-за обнаженки мне пришлось немало понервничать: редакторы-цензурщики повырезали множество сцен. А ведь я просто старался показать красивую любовь. Вот сегодня можно все показывать. Вот смотришь кино, якобы эротическое, и оторопь берет — такая глупая порнуха! А снимались ребята-актеры легко: Леонид Филатов ничего лишнего вообще не позволял — он человек сдержанный. А Шура Яковлева — девочка веселая, заводная, быстро расковалась. Если она смогла бы проявить свой эротический талант в полную меру, это было бы нечто!

— О служебных романах на площадках ходят легенды. Вы таким грешили?

— Да преувеличено все это. Мне об этом и сказать особенно нечего. Бывают, конечно, романы, некоторые из них заканчиваются свадьбами, некоторые — нет. Все как у обычных людей. Сам я, когда был молодым, предпочитал капризным актрисам продавщиц «Гастронома». С ними как-то проще и спокойнее. А потом я женился.

— Знаю, что вы работали над мультфильмом в новомодном формате 3D «Руслан и Людмила». Какова его судьба?

— Это уже в прошлом — мульта не будет. Из-за проблем с правами. Я когда писал сценарий, то даже и не думал, что мне нужны какие-то права. Ан нет. В общем, я поработал вхолостую.

КАК РАБИНОВИЧ ЖЕНИЛ АРАПА

Имя: Александр Митта
Родился: 28.03.1933 в Москве (Россия)
Карьера: Режиссер, сценарист

Настоящая фамилия — Рабинович. Псевдоним — по фамилии чувашского поэта Василия Митты. Окончил инженерно-строительный факультет МИСИ имени Куйбышева (1955). Затем Митта работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах (в том числе и со знаменитыми КУКРЫНИКСАМИ). В 1960 окончил режиссерский факультет ВГИКа. Режиссер, сценарист, снялся в фильмах Марлена Хуциева: «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Июльский дождь». Преподает в Гамбурге и московских курсах. Наиболее известные работы в кино: «Гори, гори, моя звезда» (1969), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Экипаж» (1979), «Сказка странствий» (1982), «Затерянный в Сибири» (1991), «Граница. Таежный роман» (2000).

Алекс Панченко

 Комментарии: 0 шт.   Нравится: 0 | Не нравится: 0 

Комментарии

Социальные комментарии Cackle Все комментарии

Также в разделе «Арт-Шоу»

Расписание

Расписание транспорта. Краматорск, Харьков

Расписание

Музыка

Loading...

Справочник ВУЗов Украины