Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Донбасс

Бендер-Shell и Нью-Васюки из Донбасса. Кто у нас "Одноглазый"?

Источник: "Донбасс"
Житель села Минеральное Анатолий Ивченко пока не знает, гордиться ему или огорчаться, что совсем недалеко от его дома уже появилась первая буровая установка по добыче сланцевого газа

В Давосе украинское правительство в присутствии Виктора Януковича подписало с нефтегазовым концерном «Shell» соглашение о добыче сланцевого газа в Донецкой области. «Донбасс» разобрался, что она принесёт: экономические блага или экологические беды

В швейцарском Давосе прошёл только заключительный этап сделки. Наибольшую бурю в стране в целом и нашем регионе в частности вызвал ряд событий, предшествовавших подписанию соглашения.

Подпишите - и будет вам счастье

Вопреки мнению, сложившемуся усилиями столичных изданий, стоит заметить: нашумевший проект появился в списках восемнадцатой сессии облсовета не с бухты-барахты. Лицензию на разведку сланцевого газа Украина выдала компаниям «Shell» и «Exxon Mobil» ещё в 2010 году.  Тогда же исследователями был сделан прогноз, согласно которому наша страна занимает второе место в Европе по залежам этого источника альтернативного топлива. Находятся они на территории Донецкой, Харьковской, Львовской и Ивано-Франковской областей. В мае прошлого года после проведения тендера компании «Shell» и «Shevron» получили право на ведение разработок, а

25 октября появилась первая буровая скважина.

Вопрос в другом: почему принятие проекта проходило в таком сумбуре? По словам депутата от коммунистов Ирины Поповой, члены облсовета ознакомились с обсуждаемым документом только в день голосования:

- Более того, профильная комиссия, членом которой я являюсь, с нарушением регламента собралась только за день до сессии. И там тоже раздали четыре листочка. Разве такой судьбоносный вопрос может обсуждаться таким образом? Я читала всю ночь. Проект - это 206 страниц основного текста и 161 - дополнительного.

Восемнадцатая сессия облсовета проходила торжественно как никогда: убеждать депутатов принять проект «Соглашения о распределении углеводородов» приехал министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков. По его словам, согласие донецких депутатов открывало перед регионом широчайшие возможности:

- В случае успеха поисковых работ на Юзовском участке мы уже через 5-6 лет сможем выйти на объёмы добычи газа в несколько миллиардов кубометров в год, а через 10 лет - на 8-10 и более миллиардов. Это не только усилит нашу энергетическую независимость, но и приведёт к существенному снижению цен на газ.

Несмотря на ряд вопросов от оппозиционеров, на которые столичный гость так и не ответил, донецкие депутаты вняли «голосу свыше»: 108 из 180 человек одобрили проект, и только 10 проголосовали против.

О чём все скромно умолчали

Нюансы, связанные с экологической составляющей проекта, Проскуряков старался особенно не затрагивать. Но местные экологи мгновенно забили тревогу.

Вот что представляет собой технология добычи сланцевого газа, по словам завкафедрой полезных ископаемых и экологической геологии Донецкого национального технического университета, профессора Татьяны Волковой:

- Самая опасная экологическая проблема в этом случае - процедура гидроразрыва. Бурятся вертикальные скважины, а потом возле тех пластов, где собираются добывать газ, они переходят в горизонтальные. Далее под большим давлением, до семисот атмосфер, туда накачивают жидкость. Это вода, песок и, самое главное, химические реагенты. Раствор закачивается, чтобы под давлением разрушить пласт, поскольку сланцевый газ находится в сорбированном состоянии в микропорах в породе, их надо разорвать и дать общий канал для его выхода на поверхность, где стоит установка. В момент закачки происходит его частичное проникновение в окружающие породы. И в случае попадания в водоносные горизонты, что очень трудно прогнозируемо, поскольку мы знаем, что сейчас в Донбассе уже есть проблема подтопления шахт, питьевой ресурс будет загрязнён. А инвесторы хотят это сделать на Юзовской площади, которая находится между Харьковской и Донецкой областями. Там же Святогорье, истоки Северского Донца, который питает всю область. У нас и без того существует проблема с питьевыми источниками, а если будут загрязнены подземные воды, это повлечёт за собой настоящую катастрофу.

Содержимое «химического коктейля»

Вокруг газовой темы моментально развернулись жаркие споры. 24 января в Центральном бюро научно-технической информации состоялись общественные слушания на тему экологических последствий добычи сланцевого газа в Украине, собравшие защитников окружающей среды из разных уголков страны. По словам организаторов, несмотря на рассылку официальных приглашений, никто из представителей власти к обсуждению так и не присоединился.

Собравшиеся сделали несколько довольно неожиданных выводов. Так, глава организации «Экологическое движение Донецка» Сергей Денисенко считает, что инвесторам нужен вовсе даже и не сланцевый газ.

- Для чего компания «Shell» заключила это соглашение? Её интересует не столько наш газ, сколько капитализация собственной компании. Она превысит все возможные выгоды, которые получит «Shell» при добыче газа. Cейчас, согласно договору по Юзовской площади, депутаты и Кабмин отдали инвесторам право распоряжаться землёй примерно в восемь тысяч квадратных километров. Теперь они смогут указывать, где и какие участки хотят получить и построить там свои объекты - буровые станции, дороги, строения, трубопроводы. Инвестор «Shell» сможет торговать этой землей под видом добычи газа. Мы же получаем взамен губительное для природы производство.

Успокоить возмущённую общественность попытались главные «виновники» шума. Вице-президент «Shell» в Украине Грэхем Тайли рассказала корреспонденту «Донбасса», как видят этот проект сами инвесторы:

- Мы не приступим к работам до тех пор, пока не убедимся, что это безопасно для окружающей среды и людей. Мы используем в своей деятельности наилучшие международные стандарты. По всему миру «Shell» работает в строгом соответствии с местным законодательством. В Украине вопросы защиты окружающей среды строго регулируются.

По словам вице-президента «Shell» в Украине, не стоит волноваться и из-за химического состава, который применяется для процедуры гидроразрыва:

- Эта жидкость на 99% состоит из воды и песка, и около 1% составляют химические добавки. Мы предоставили перечень химических веществ, используемых компанией «Shell» в подобных проектах по всему миру. Среди составляющих есть, например, хлористый натрий (столовая соль), гуаровая смола, дезинфицирующие средства, средства для предотвращения образования отложений - вещества, используемые в производстве конфет, шампуней, пудры для лица, в фармацевтике.

Однако Грэхем Тайли признаёт, что единого химического состава не существует, для каждой скважины он индивидуальный, и единственное, в чём можно точно быть уверенными, так это в том, что секрета из «химического коктейля» делать не станут - все компоненты будут прописаны в документах.

А вот о чём руководство «Shell» молчит, так это о том, откуда планируется брать воду для процедуры гидроразрыва и куда потом будет попадать эта загрязнённая жидкость. Ограничившись общей фразой, мол, пока об этом говорить ещё рано, инвесторы добавили:

- Мы будем применять лучшие практики управления водными ресурсами, чтобы уменьшить использование воды, повторно использовать её там, где это возможно, и перерабатывать в соответствии с требованиями законодательства и международных стандартов.

После выяснения мнений обеих сторон складывается впечатление что украинское правительство вместе с инвесторами говорят об одном соглашении, а экологи и оппозиция - о другом. А пока они дискутируют, по донецкой степи начинают загораться огоньки новых буровых скважин, рядом с которыми придётся жить не спорщикам, а нам с вами.

Одна из вышек для добычи сланцевого газа  появится прямо в жилом районе,  на хуторе Рог в черте Красноармейска.

Одна из вышек для добычи сланцевого газа  появится прямо в жилом районе,  на хуторе Рог в черте Красноармейска.

Испей водицы, сходи в кино

В ответ на заявления сторонников проекта о безопасности «химического коктейля», применяемого при процедуре гидроразрыва, Сергей Денисенко предлагает чиновникам провести наглядный эксперимент: капнуть в свою чашку чая отработанной водички и понаблюдать за самочувствием.

Тем, кто хочет наглядно увидеть последствия «газового бума», экологи также рекомендуют посмотреть киноленту американца Джоша Фокса «Газовая страна». В США, где добыча сланцевого газа ведётся уже много лет, в 2011 году этот фильм даже номинировался на «Оскар» (категория «Лучший документальный фильм»). Американские чиновники, вежливо выбегающие из кадра, как только речь заходит о добыче газа; воспламеняющаяся вода из-под крана - режиссёр постарался проиллюстрировать свою картину как можно ярче.

Кому досталось «завышенное» соседство

Буровые вышки появятся сразу в семи районах Донецкой области. В список попали:

Александровский

Артёмовский

Добропольский

Константиновский

Краснолиманский

Славянский

Ясиноватский районы.


Инна Мирончик. Фото Ольги Кононенко. Фото Юлии Чергиной. Инфографика Татьяны Толстых


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.