Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Донбасс

РУССКИЙ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА И ДОНБАСС

Четыре столетия назад, в ноябре 1612 года, стольный град Русского государства Москва был освобожден от польских интервентов. Единое усилие всего народа положило конец череде бедственных лет Смутного времени.

Неудивительно, что столь значимое событие впоследствии стало отмечаться во всех уголках Русского мира. Так появился особый праздник - День народного единства, призванный напомнить русским людям о сплочении и героизме предков перед лицом смертельной опасности.

Однако в ряде регионов исторической России, отколотых в результате новой смуты 1991 года, память о событиях 1612 года наталкивается на агрессивное неприятие отдельных граждан, совершенно не знающих прошлого той земли, на которой они живут.

Конечно, нельзя питать иллюзий о том, что узнав подлинную историю своего края, взрощенные на русофобских мифах, идеологически ангажированные украинские националисты устыдятся былого невежества и откажутся от намертво застрявших в голове ложных стереотипов. Но, по крайней мере, есть все основания полагать, что люди здравомыслящие, глаза которых еще не успели остекленеть от бандеровской пропаганды, сделают собственные выводы и не позволят манипулировать собой при помощи примитивных людоедских лозунгов вроде «москалив на ножи».

В данной статье речь пойдет о связи Дня народного единства и Донбасса.

Возьмем такой знаковый период для формирования идентичности жителей региона, как эпоха освоения Донецкого края.

Основные вехи местной истории говорят сами за себя.

В XVI веке для защиты от внезапных набегов кочевников возникает русская сторожевая служба. В то время граница между Русским государством и крымцами проходит по берегу Северского Донца. Левый берег – русский, правый – татарский. Ежегодно русские сторожи и станицы (конные отряды) проникают в донецкие степи, чтобы вести наблюдение за перемещениями татар.

1571 г. – в росписи Донецких сторож (наблюдательных пунктов) князя Воротынского зафиксировано существование Святогорской сторожи, и наиболее удаленной из русских сторож – Бахмутской.

1599 г. – у северной границы нынешней Донецкой области был основан самый южный русский форпост того времени – город Цареборисов (кстати, его временный упадок и разорение татарами приходится как раз на период Смутного времени, когда хозяйничавшим в Москве чужеземцам и временщикам не было никакого дела до судьбы отдаленного порубежья и его обитателей).

В 20-е годы XVII века начинается оказание регулярной помощи русского государя (продовольствием, порохом и свинцом) братии Святогорского укрепленного монастыря. Здесь же располагается небольшой гарнизон из «служилых людей» - городовых казаков русских украинных (окраинных) городов.

Во второй половине XVII века, под прикрытием укрепленной Белгородской черты, на территории будущей Донецкой области русское правительство разворачивает строительство острогов – опорных пунктов для защиты соляных промыслов на Торских озерах:

- 1663 г. – Маяцкий городок – первая русская крепость на правом берегу Северского Донца (нынешнее село Маяки);

- 1676 г. – Соляный городок (впоследствии - крепость Тор и город Славянск);

- 1685 г. – Городок (впоследствии - Казачья Пристань и поселок Райгородок).

В 1701 году по указу русского самодержца Петра I для защиты открывших новое месторождение солеваров строится Бахмутская крепость (ныне - город Артемовск).

Под давлением этих фактов, даже самый радикальный националист галицкого разлива будет вынужден признать, что если бы не Русское государство, то донецкие степи могли до сих пор оставаться под юрисдикцией исторических наследников Крымского ханства, вассала Оттоманской империи.

Но чем дальше в бескрайнее Поле углублялась русская сила, тем безопаснее становился Донецкий край, привлекая на свои просторы тысячи переселенцев.

А за счет кого формировалось население нашего края?

В XVII веке здесь встретились два основных переселенческих потока - служилые люди Русского государства из северных регионов России (на севере Донецкой области сохранились великорусские села, основанные однодворцами, несшими пограничную службу на южных рубежах Руси; в них до сих пор можно услышать удивительно красивые традиционные песни, исполняемые на старинном великорусском наречии) и черкасы – свободолюбивые малороссийские выходцы из подконтрольных полякам земель правого берега Днепра.

Причем последние уходили сюда, на пограничье - в «Дикое поле» с территории довольно развитого по средневековым меркам государства, своеобразной «объединенной Европы» того времени – Речи Посполитой.

Нынешним жителям как Донбасса, так и Галичины должен быть интересен тот факт, что переселенческий поток социально активных и пассионарных уроженцев Правобережья шел не на запад - в направлении близкого, но духовно чуждого польского Львова и находившейся в полной власти поляков Галичины, а на Слобожанщину – свободную от множества прежних повинностей территорию Русского государства.

Конечно, люди бежали с насиженных мест не от хорошей жизни, а из-за полного социального бесправия, национального и религиозного угнетения, пережитого в европейской шляхетской демократии.

В отличие от этого, на южных рубежах Русского царства малороссийские черкасы, организованные в Слободские казацкие полки, становились полноправными участниками начатого Московским правительством грандиозного процесса хозяйственного освоения и защиты новых земель.

Первые остроги. Первые укрепленные городки.

К сожалению, эта героическая страница истории нашего края до сих пор не получила достойного отражения в литературных произведениях или художественных памятниках, посвященных той суровой, сложной, но вместе с тем яркой и самобытной эпохе.

Сейчас уже трудно представить во всей полноте широкое полотно развернувшейся здесь борьбы, сопровождавший ее накал страстей, и ту внутреннюю силу, которой нужно было обладать нашим предкам, чтобы шаг за шагом продвигаться вглубь враждебной и полной опасностей степи.

Проявленные ими стойкость и мужество, а также достигнутые успехи - вот что действительно достойно нашего восхищения и подражания, в отличие от навязываемых ныне химерных заслуг австрийских «усусив», гитлеровской дивизии «Галичина» и прочих «воякив УПА».

Сравнивая освоение Донецкого края с подобными историческими процессами, важно помнить, что нашим прапрадедам довелось столкнуться не с разобщенными племенами, «застрявшими» на стадии первобытного общества, а с мощным и агрессивным феодальным государством, каковым являлось Крымское ханство. Хищник по своей сути, ханство жило за счет постоянных военных набегов (преимущественно на славянские земли), поэтому все его полноправное мужское население составляли воины.

Но за Крымом стояла еще более грозная сила – Османская империя, сверхдержава 16-17 вв., которая вела активную завоевательную политику в Азии и Европе.

Это был серьезный противник. Достаточно вспомнить, что в 1571 г. крымские татары сожгли Москву, а последний, и к счастью, бесславный (полный разгром татарской орды под Бахмутом) набег на территорию нашего края состоялся во второй половине просвещенного XVIII века – в 1769 году.

Двести лет Донецкий край, как передовой рубеж православной Руси, жил в условиях постоянной военной угрозы. Но все же, именно отстоявшее свою независимость в 1612 году и окрепшее за последующие годы Русское централизованное государство вышло победителем в многовековой борьбе с Крымом и Турцией, и создало все условия для заселения и успешного освоения территории будущего Донбасса. Не будет преувеличением сказать, что плодами этой победы все юго-восточные регионы Украины пользуются до настоящего времени.

Вот почему День народного единства – это не только государственный праздник Российской Федерации, но и праздник для тех жителей нашего региона, которые знают и помнят свою историю.

Мирослав Руденко, http://mircha-pravich.livejournal.com/


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.