Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Донбасс

Геннадий Мищенко: «Мне интересно, чтобы было красиво»

Источник: "УРА-Информ"

Недавно я выложил статью «Допас» пытается изгнать чужаков", о проблемах автоперевозчиков Донецкой области. Вот еще одна статья на ту же тему.

В. Зыков

 

Главный «куратор» автоперевозок Донецкой области – заместитель по вопросам транспорта и связи начальника главного управления промышленности областной администрации Геннадий Мищенко занял свой пост 8 мая, в самое что ни на есть «горячее» время. Транспортной инфраструктуре менее чем через месяц предстоит сдавать международный экзамен, тогда как внутри отрасли разворачивается крупномасштабный конфликт, связанный с борьбой за рынок пассажирских перевозок.

О том, как «донецкий рейдер» Вячеслав Дрегер издевается над властью, почему закрывают автостанции и о чем транспортный чиновник беседует наедине с губернатором, Геннадий МИЩЕНКО рассказал в эксклюзивном интервью «УРА-Информ.Донбасс»:

В свое время от областных властей звучало обещание разработать отдельные туристические маршруты под ЕВРО 2009 (и 2012). Оно выполнено?

Если касаться ЕВРО 2009, то нами разработаны туристические маршруты, мы уже заключили договора с перевозчиками, которые на сегодняшний день готовы их обслуживать: есть подвижной состав определенного класса, уровня комфорта… Такую же программу мы делаем и к ЕВРО 2012, но там, конечно, немного глобальней. Для нас ЕВРО 2009 - это как предварительный экзамен перед ЕВРО 2012, поэтому у нас расписано все: тип подвижного состава, направления движения, как мы будем обслуживать УЕФА, как мы будем команды обслуживать, как будем болельщиков возить… Почему же я, извините, бешусь и третирую всех остальных? Мне же интересно, чтобы было красиво. Это меня волнует, потому что как мы сейчас ЕВРО 2009 обслужим, так нас воспримут и по ЕВРО 2012. По ЕВРО 2009 у нас уже практически все готово, я могу Вам рассказать, какие машины, какой маршрут, какое расстояние, сколько времени туда-назад, где они будут расселяться…

Ну, расскажите немного…

По туристическим маршрутам будет задействовано около 60 единиц подвижного состава. Под «семью УЕФА» транспорт резервируется из расчета по 12 единиц подвижного состава на каждую команду. Сделан расчет необходимого автопарка и для болельщиков. Когда инспекторы УЕФА были здесь, они спрашивали, способны ли мы обеспечить болельщиков транспортом. Я Вам докладываю, что на сегодняшний день в области 4368 единиц подвижного состава большой вместимости – более тридцати мест. А планировалось на ЕВРО 2009 около 2800-2900. Так что транспорт есть, даже с запасом. Когда здесь сидел представитель УЕФА, я говорил, что есть не просто необходимое количество машин, есть даже возможность выбрать лучшие. Подвижного состава в Донецкой области достаточно, чтобы принять чемпионат и, как говорится, каждому болельщику предоставить «мягкое место».

По классу комфортности это «мягкое место» тоже соответствует требованиям УЕФА?

Естественно, нас в этом смысле контролируют больше, чем Вы думаете. Под ЕВРО 2012 требования намного жестче, потому что в день нужно будет возить около 300 тысяч человек. Мы сейчас все рассчитываем, возможно, у коллег из других регионов будем просить автобусы, большой вместимости (так называемые «шаттлы»). Здесь еще есть вопросы, но к ЕВРО 2009 мы полностью готовы.

Еще по поводу ЕВРО. Много говорили о том, что из всех объектов транспортной инфраструктуры междугородние автовокзалы подготовлены хуже всех. Почему так и что мешает исправить ситуацию?

В феврале у нас было заседание комиссии по безопасности дорожного движения, и четко были даны указания главы облгосадминистрации (Владимира Логвиненко – ред.). Он по пунктам расписал, что до 1.05.2009г. «автостанции должны быть приведены»… ну, и так далее. Все расписано, конкретные сроки поставлены, а в результате ничего не сделано. А они, я имею в виду объединение автобусных станций, обиделись, говорят, что я наезжаю, что я рейдерством занимаюсь… Какое рейдерство, когда приезжаешь на автостанцию, а там розетка с оголенными проводами? Не говоря уже о том, что ямы по колено и указателей нет. Была закрыта автостанция «Седово», потому что там, извините, в туалет нельзя было сходить. Поедьте в Ясиноватую – и там за углами мочатся, простите. Даешь предписания с конкретными сроками, а оно не выполняется. Этот вопрос стал предметом обсуждения на одном из аппаратных совещаний главы обладминистрации. «Втык» получили все: и я, и Кижаев (Виталий Кижаев, начальник управления промышленности облгосадминистрации - ред.)… Логвиненко четко сказал: если они не реагируют, подключайте прокуратуру, чтобы она с них спрашивала, потому что нельзя так дальше работать. Раньше Донецкая область всегда хвасталась своей автотранспортной инфраструктурой. Сейчас абсолютно ничего нет. Разве это комфорт, разве это ЕВРО-2009? На те все автостанции я брал корреспондентов, показывал все как положено. Это факты, никакой предвзятости. Просто хотелось бы их заставить начать работать, хоть чуть-чуть что-то делать. Они говорят: «вот, мы две лавочки поставили и урну». А туалета как не было, так и нет, ямы как были, так и есть. Это издевательство над властью, по-другому я этого не назову.

У власти с автоперевозчиками вообще сложные отношения. Например, недавний конфликт между администрацией, бизнес-группой Вячеслава Дрегера и мелкими независимыми перевозчиками. Вы не могли бы прокомментировать эту ситауцию?

То, что происходит на рынке автотранспортных услуг в Донецкой области, напоминает «цирк и хаос». Но на самом деле, это все спланировано и организовано. Если начинать с самого начала, и назвать тех, кто во главе стоит - это Дрегер (донецкий бизнесмен Вячеслав Дрегер, неоднократно обвиняемый в рейдерстве – ред.), Сазонов (гендиректор ОАО ДОПАС, входящего в бизнес-структуры Дрегера – ред.)… И, если честно признаваться, то в их становлении как перевозчиков я принял непосредственное участие.

Они очень умные, грамотные люди, я объективно говорю, что они не глупые ребята. Во-первых, тогда у них были свежие мысли, и эти мысли сходились с моими. Я тоже считал, надо укрупнять перевозчиков, надо организовывать все так, чтобы у нас было по европейским стандартам и так далее. Но потом мнения у нас разошлись. Потому что они начали прибирать потихоньку этот рынок к своим рукам, на них начали жаловаться перевозчики.

Первый шаг, который они сделали, - монополизировали объединение автобусных станций, и станционный сбор начал расти. Я им говорил: ребята, это же не правильно. Если вы увеличиваете станционный сбор и собираете с каждого рубля, заработанного перевозчиком, значит вы должны эти деньги где-то вкладывать, что-то строить, чтобы можно было объяснять и показывать, что построена новая автостанция… То есть, что те деньги, которые вы собираете, не идут в личные карманы, а идут на развитие транспортных услуг Донецкой области.

В результате, мы разошлись во мнениях и посыпались на меня жалобы. Они практически забрали в свои руки конкурсный комитет. В конкурсный комитет были введены Сазонов, Максимов и приближенные к ним люди. Сейчас происходит дальнейшая монополизация этого рынка, и если бы это было в рамках закона, то никто бы не возражал. Они вышли и на министерство транспорта, есть там такой Сергиенко Леонид Григорьевич, который поддерживает их во всех начинаниях по монополизации рынка.

В результате они начали прибирать «лакомые кусочки», лакомые маршруты. Но есть и социально значимые перевозки, так называемые «бабушкины маршруты», которые мы обязаны «закрывать». Но берется самое лакомое, все остальное выбрасывается. И на тот момент, когда меня вернули (распоряжение было подписано 8 мая – ред.), сильного желания меня видеть здесь у них не было. Тринадцатого числа только распоряжение было, а двенадцатого уже жалобы на меня были в Кабмине, Минтрансе, Минпромполитики и т.д. Но меня вызвал губернатор и сказал: «пойди и попробуй навести хоть мало-мальский порядок».

Я, конечно, не всесилен и понимаю, что начнется прессинг, прессинг со всех сторон – в первую очередь, от перевозчиков, которые подчинены Дрегеру.

А что, были прецеденты прессинга?

Вот пример. Я собрал совещание. Там предложили сделать рабочую группу, это было 13 мая, в первый же день моего вступления в должность. Всем крупным перевозчикам предложил обсудить все конкретные вопросы, поискать компромиссы. И предложил собрать рабочую группу в формате «пятьдесят на пятьдесят» - 50% тех перевозчиков, которые поддерживают Дрегера, и 50% всех остальных. На следующей неделе ко мне приходят и начинают диктовать, что надо было этих туда ввести, этих вывести… Я принял такое решение – если мы не хотим друг друга слышать, значит, разбирайтесь сами. Есть ассоциация (Ассоциация автоперевозчиков Донецкой области – ред.), принимайте там решения, вызывайте меня туда, а я буду отчитываться. В результате эта рабочая группа у нас не состоялась.

Вы имеете в виду рабочую группу и конкурсный комитет, которые должны распределять перевозчиков по маршрутам?

Да, это новая рабочая группа по проведению конкурса. Вышло новое постановление Кабмина № 1081, которое четко расписывает, кто и чем должен заниматься. Мы прошли все формальности и объявили конкурс. И 18-го числа должно было быть заседание конкурсного комитета по определению рабочего органа, но к этому моменту опять начался прессинг. Дошло до митингов. В итоге собрался этот конкурсный комитет, но это ничем не закончилось. Они через суд смогли приостановить работу комитета, выявили какие-то нарушения. Все действия с противоположной стороны делаются для того, чтобы показать, что на сегодняшний день администрация ничего не делает, она недееспособна. Блокируют любыми путями - через судебные органы, через Министерство транспорта. Лишь бы ничего не делалось. Вечером 18-го мы собрались с перевозчиками, которые выступали на площади и стали решать, что дальше делать. Так ведь невозможно! Я принципиально сказал, что ни одной «времянки» не подпишу и ни одного дополнительного маршрута, потому что я не хочу потом отвечать за все это в прокуратуре.

Простите, что такое «времянки»?

«Времянки» – это временные разрешения. У нас набралось 360 перевозчиков, у которых 30 июня заканчивается срок разрешения на перевозки. Заказчик имеет право продлить это разрешение один раз на три месяца до следующего конкурса. Больше продлять по закону я, как чиновник, не имею права, это уже нарушение. Поэтому разрешения сейчас уже закончились, а не разблокировано проведение конкурса, не разблокирована рабочая группа … С другой стороны, по закону я обязан обеспечить транспортное обслуживание населения, и если сейчас 360 или 400 единиц подвижного состава снимут с перевозок, люди начнут возмущаться. В результате, понимаете, дилемма получилась, поэтому перевозчики должны сами немедленно принять решение. Не примут как положено – значит, я в этом участвовать не собираюсь, я Вам сразу об этом говорю.

Какова судьба Мариупольской трассы? Металлургические предприятия обвиняли в том, что они ее окончательно «разбили», когда начали возить сырье и продукцию грузовиками, а не по железной дороге.

В этой ситуации, скорее, вина Минтранса. Как можно вести такую тарифную политику на железной дороге, когда промышленные предприятия вынуждены переложить металлические заготовки на автомобильный подвижной состав и «давить» наши дороги? К примеру, возят в Мариупольский порт - «давится» Мариупольская трасса. Юрий Хотлубей говорил: ребята, хоть через город не ездите. Начинаем согласовывать новый маршрут для большегрузного транспорта с объездом по районам. Тогда уже глава районной администрации говорит: ребята, что вы делаете? Я считаю, Министерство транспорта должно задуматься. Потому что если сложить все денежки, которые пойдут на восстановление дороги….может, через «Укравтодор» или «облавтодор» им легче отмывать эти деньги, тогда все понятно…

Ну, а пресловутые запреты на большегрузный транспорт не помогают? У нас грузовики ведь начали взвешивать…

Это же не принципиальное решение вопроса. Все равно человек или предприятие будут считать свою экономику таким образом, чтобы как можно дешевле перевезти грузы. Как ни запрещай, все равно найдут «дырку» и будут возить. Я считаю, чтобы решить вопрос принципиально, надо, чтобы умы там, в Министерстве транспорта сели и посмотрели, почему такая ситуация сложилась. И в том числе пригласили, допустим, Одессу, где та же ситуация с торговыми портами и грузоперевозками. И пусть одесситы расскажут, чем это чревато, что это такое и во что это выливается, по большому счету. Можно, конечно, и движение разрешить только в ночное время, и весовые лаборатории ставить. Но весь этот процесс очень тяжело проконтролировать, все равно найдется продажный ГАИшник, который прикроет и пропустит. Те меры, которые сейчас принимаются в областной администрации, дадут какой-то эффект, то это будет не принципиальный ответ на этот вопрос.

 

Ян Кравцов


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.