Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мир

Новости антипиратского фронта: ошибка или прорыв?

Источник: "Обозреватель"

Вялотекущая пиратская война у берегов Сомали постепенно сходит с первых полос мировых СМИ. Нет, морские разбойники меньше грабить проходящие корабли не стали. Просто даже самые «горячие темы» постепенно приедаются. Если постоянно кричать: «Волки, волки!» - даже, если крики, в отличии от известной басни, полностью соответствуют действительности, все равно адреналина выделяется намного меньше. Как у опытных солдат на фронте, крепко спящих под гул артиллерийской канонады – если, конечно, снаряды не падают совсем рядом.

Тем не менее, вот уже две недели тема «Веселого Роджера» вновь заняла одно из ведущих мест в сообщениях, как минимум, российских СМИ. И виной тому – эпопея с танкером  «Московский университет», захваченным 5 мая «джентльменами удачи» в Индийском океане. Впрочем, удача как раз сим джентльменам повернулась «боком». Чтоб не сказать – «задним местом». Ибо российские моряки не захотели по примеру большинства своих коллег смиренно «поднимать лапки вверх», сдаваясь в плен. Чтобы потом несколько месяцев томиться в пиратском плену, способствуя  выплате многомиллионного выкупа своими леденящими душу откровениями по телефону о нечеловеческих условиях содержания.

Когда несколько часов маневрирования так и не дали возможность кораблю оторваться от пиратской лодки – экипаж отключил все системы управления кораблем и забаррикадировался в машинном отделении. Одновременно был подан сигнал о помощи – на который откликнулось другое российское судно.

На беду пиратов, им оказался «большой  противолодочный корабль» «Маршал Шапошников». Спустя 20 часов он приблизился к захваченному танкеру – и началась операция освобождения. Вообще, доподлинно узнать, как именно она проходила – довольно сложно. Ведь свидетелей «с другой стороны» не осталось. Причина их исчезновения тоже пока дискутируется. Как сообщили по горячим следам российские СМИ со ссылкой на представителей Минобороны, пленных пиратов посадили в их же надувную моторную лодку (чтобы не морочиться с обвинениями  в нарушении прав человека) – и отпустили восвояси. Однако, согласно тому же источнику, «спустя час сигналы с лодки поступать перестали».

А насчет самой операции сведения довольно путанные. Вначале по ТВ показали лишь полулюбительские кадры о том, как бравые морпехи-спецназовцы «пакуют» связанных захватчиков на палубу. Которые по одним данным, чуть ли не сразу сдались без боя. Теперь же прилетевшие в Москву гражданские моряки рассказывают, что штурмовать «Московский комсомолец» группе захвата пришлось два раза – так как сначала пираты открыли сильный ответный огонь. Боевому кораблю пришлось начать отвлекающую стрельбу из орудий – и лишь после этого атака спецназа увенчалась успехом.

 

На Западе молчат - в России кричат

Впрочем, эти детали, как раз, особого внимания общественности и не привлекли. Куда больше шуму наделала интрига с самими пиратами. Спустя короткое время, в Интернете выступили представители сомалийского, гм, «берегового братства» – и вылили на аудиторию целый ушат слез и соплей. Оказывается, бесчеловечные российские морпехи не то, что не посадили в лодку пленных пиратов – но расстреляли их еще на борту танкера! Причем, сделали это не столько из-за «просто жестокости» – сколько по причине «расизма и ненависти конкретно к чернокожим людям и Африке». И, вообще, на самом деле, пострадавшие были никакими не пиратами. «Наши люди никогда не причиняют вреда заложникам, мы просто хотим остановить иностранное рыболовство в наших водах. Если наших рыбаков не уважают, то нам не остается ничего иного, как захватывать заложников, требуя компенсации убытков», - заявили представители «мирных рыбаков». Которые лишь по странной случайности оказались вооружены не сетями, а автоматами Калашникова, захватив даже не подлый браконьерский траулер – а танкер, по определению не способный нанести урон рыбным ресурсам Сомали.

Резюме «защитников рыбаков» было предельно жестким: «Это - лицо новой России, и отныне с россиянами, которые попадут к нам в плен, будут расправляться аналогичным образом».

Самое интересное, что «звериным лицом новой России» меньше всего озаботились те, кому этот посыл был адресован в первую очередь – «мировое сообщество» (точнее, его самая влиятельная часть – Запад). Потому как у сего сообщества морские разбойники тоже сидят даже не в «печенке», а кой-где пониже. Не исключая даже Соединенные Штаты, со значительной долей чернокожего населения, которое там по причине политкорректности нельзя даже назвать «неграми» – но лишь «афроамериканцами». Но, видимо, даже «афроамериканцев» их «афроафриканские» «братья по расе» из Сомали «достали» не по детски. Во всяком случае, традиционных массовых воплей о «российской жестокости» и «антигуманности» в сколь-нибудь заметных западных СМИ как-то незаметно. Зато генсек ООН в который раз призвал к созданию эффективного антипиратского законодательства – включая организацию международного трибунала по соответствующим преступлениям.

А вот в России шум поднялся – да еще какой! В прессе муссируется несколько основных моментов. Например: ссылки российских военных на юридические затруднения «как быть с пленными пиратами?» неубедительны – совсем недавно в Москве были успешно осуждены лица, захватившие российский корабль «Арктик си» в Бискайском заливе. Дескать, главные виновники аж 5 лет получили. Вот и теперь президент Медведев отдал приказ доставить «джентльменов удачи» в свой стольный град для суда – а морпехи его не выполнили, укокошив тех на месте. Это ж нарушение приказа Верховного Главнокомандующего – караул!

А еще возмутились в Следственном Комитете при Прокуратуре России. Его официальный представитель Войтенко заявил: «Военные навредили сами себе и морскому судоходству в том районе. Теперь пираты будут понимать, что если весь экипаж спрятался, например, в машинном отделении, нужно рвать и метать, но доставать людей оттуда. Единственное оружие пиратов - это люди, члены экипажа. Пираты живы до тех пор, пока жив захваченный ими экипаж. Вряд ли от жителей Сомали и пиратов можно теперь ждать лояльного отношения к российским морякам. До этого случая с пиратами можно было договориться, заявив, что если они отпустят моряков, то военные их не тронут. Теперь такой трюк не пройдет, потому что уже есть живой пример, когда при нетронутом экипаже всех пиратов расстреливают».

Критикуют своих военных даже относительно толерантные к ним журналисты. Так, их обвиняют в том, что даже если официальная версия (пиратов погрузили в лодку вместе с раненным, не оказав ему помощи) – это «противоречит флотским традициям обращения с противником».

 

Рея – как давняя «флотская традиция»

Пожалуй, в разборе этих мнений лучше начать с конца. Гуманизм, конечно, вещь хорошая – но зачем тогда о «флотских» (а не, скажем, «толстовских») традициях говорить? Война на море – дело специфическое. Да, военные моряки цивилизованных стран с давних пор достойно относятся к пленным военным и гражданским коллегам. Помнится, даже знаменитые «рейдеры» Гитлера, топившие суда коалиции десятками, не трогали даже волоска на голове их пассажиров и команды. Их сажали в трюм, довольно сносно кормили – пока не высаживали на берег по прибытию в Германию. После чего обычных пассажиров часто отпускали на все четыре стороны. 

Только ведь это касается лишь военных моряков. Которые считаются таковыми лишь при наличии тех же признаков, что и у «сертифицированных» солдат сухопутной армии. Мундир или другой заметный знак отличия, открытое ношение оружия, наличие централизованного командования, соблюдения законов войны. При всем гуманизме и уважении к «мирным сомалийским рыбакам», последние под эти критерии ну никак не подпадают. Для этого им, для начала, хотя бы надо постоянно ходить под «Веселым Роджером», не прятать при досмотре военными кораблями свое оружие, и заниматься не только банальным разбоем – но чем-то более возвышенным. А если уж мнишь себя «воюющей стороной» – так объявляй официально войну тем странам, чьи корабли ты собираешься захватывать. И будь готов к адекватному ответу с их стороны.

Если же вооруженный противник на море не соответствует признакам «честного военного» – тогда он автоматически считается пиратом. И, согласно истинным, а не выдуманным отдельными современными супер-гуманистами, «флотским традициям», их при пленении ожидает петля на ближайшей рее. Что поделаешь – специфика морской службы. Даже своих павших на корабле не везут для погребения на берег – но, прочитав молитву, предают тело морю. Так и плененных бандитов не везут для передачи в руки берегового правосудия – корми их, сторожи, опасайся бунта. Да и зачем это следствие, суд – взяли пиратов с оружием в руках, вина совершенно доказана, просто чтобы послушать адвокатские излияния о «трудном детстве» преступников? Так поступали с ними еще в 19 веке. А в 1856 году, например, к пиратству приравняли и работорговлю – после чего экипажи работорговческих шхун, при захвате боевыми кораблями Британии, Франции, России обычно также оказывались поголовно на реях. Так что обижаться на «нарушения флотских традиций» сомалийским пиратам, право, не с руки – просто не надо путать с этими традициями извращения современной политкорректности.

Пойдем далее. Тема: «Как экипаж «Маршала Шапошникова» нарушил приказ своего «главкома?», несомненно, важна. Можно предположить, что вряд ли речь идет об обычном самоуправстве. Не надо забывать, что кроме декоративного «императора» Медведева в России есть еще и реально правящий «кесарь» – Путин. Вышеописанное решение проблемы с бандитами ведь вполне в духе ВВП. Разница лишь в том, что сейчас их «замочили не в сортирах», а в водичке Индийского океана. То ли, действительно, расстреляв на месте (за что «мирные рыбачки» еще должны быть признательны – все ж не на реях жизнь окончили) – то ли, погрузили на лодку, с поставленным там дистанционным взрывателем. Ну а чего сразу открыто об этом не сказали – так ведь сначала по ТВ показали лишь операцию захвата корабля. И, вообще, публичная казнь (в отличии от тех же США, где преступника поджаривают на электрическом стуле в присутствии толпы родных и близких жертвы) – как то не в традициях современной России.

Можно было бы, конечно, в духе российских либерал-оппозиционеров посмаковать «разрушительные противоречия между президентом и премьером» - чем немцовы и каспаровы и утешаются последние два года. Но, думается, очередное «обострение отношений» в России никто, кроме ньюсмейкеров оппозиции, и не заметит. Тем более, что «победителей не судят» – как бы там ни было, но захваченный пиратами российский танкер военные успешно освободили. Пусть даже этот танкер, в духе обычного постсоветского жлобства, ходил не под «триколором», а под флагом более «дешевой» Либерии – но все таки это было российское судно с российским же экипажем. А, значит, по международным правилам  - это был «кусочек» российской же территории, ничем не отличающийся, скажем, от участка Калиниградской области. Адекватный ответ агрессору в подобных случаях, не считаясь с затратами – насущная необходимость для любой уважающей себя державы. Так что, скорее, командование «Маршала Шаполшникова» наградят, а не накажут.

 

О «пользе» договоров с бандидами

Куда более существенным кажется вопрос: «А не скажется ли отрицательным образом акция Кремля на других российских моряках, могущих попасть в пиратских плен?» Вообще, в такую возможность верится с большим трудом. Сомалийцы ведь – не какие-нибудь «борцы за веру», готовые пойти с «поясом шахида» в людное место ради идеи. «Мирные рыбаки» - обычные бандиты, которых интересует только прибыль. Ну какой им прок идти на захват корабля только для того, чтобы изничтожить российскую команду на нем? Мало того, что выкуп за людей не получишь – так ведь и кораблем еще управлять уметь надо. И довести его до береговой базы – мимо боевых кораблей антипиратской коалиции, которая в случае убийства гражданских моряков с захватчиками церемониться не будет. Кроме того, хоть это прозвучит несколько цинично – но если граждане той или другой страны будут знать, что в сомалийских водах их может ожидать не только плен, но и смерть – это послужит очень хорошим сдерживающим фактором для их вербовки на суда, идущие в этот район. 

Вообще, есть два способа борьбы с терроризмом. Первый – гуманистическое сюсюканье с бандитами, готовность идти на переговоры, платить выкупы и идти на прочие уступки. Имеет место чаще среди европейских стран. И второй – никаких переговоров с террористами, их поиск и ликвидация любой ценой. Так поступает Израиль – отчего до сих пор и сохраняет свою независимость в абсолютно враждебном арабском окружении.

Россия на первом этапе часто шла на переговоры. В  итоге часть заложников освобождали (чтобы спустя пару месяцев захватить новых в другом месте) – а бандиты оставались безнаказанными. Дошло до того, что в 2004 году захватили «Норд-Ост» в самой Москве – выдвинув требования о немедленном выводе федеральных сил из Чечни. Террористов тогда усыпили газом и пристрелили без суда и следствия. Заодно, правда, газом насмерть отравились и больше сотни заложников - вечная им память. Но зато с тех пор ни один «борец за свободу Чечни» не рискнул захватывать мирных граждан, выдвигая политические требования к Кремлю. Так, подрывают помаленьку поезда и метро – но «заложник-шоу» больше не устраивают, боятся.

Так что есть некоторая уверенность, что и сомалийские пираты, вдоволь постебавшись на тему «страшной мести» российским морякам, на деле станут обходить их десятой дорогой. Деньги за выкуп – дело хорошее, но зачем деньги мертвецам? Лучше выбрать себе жертву из страны побогаче и погуманистичнее (или послабее – вроде Украины) – больше толку будет. Помнится, в 70-е годы одна из многочисленных исламистских группировок в Ливане похитила парочку советских дипломатов. В ответ спецотряд КГБ выкрал двоих «шейхов» из их резиденции, которые после кратковременной операции без наркоза гм, «перестали быть мужчинами» – и вернул их обратно. В итоге советских граждан вернули без единой царапины – и до развала СССР их больше не похищали.

Впрочем, за такой краткий промежуток времени сложно сделать окончательные выводы насчет будущих пиратских действий. Однозначно можно сказать другое – нам в Украине в ближайшие годы дискуссия на тему: «Мягко или жестко надо поступать с пиратами?» не грозит. Потому как чем больше предыдущие «отцы-матери нации» распинались на тему «величия державы» – тем больше они гробили реальную мощь ее вооруженных сил  в целом и флота в частности. В связи с чем плавающих в опасных районах украинских моряков Киев может защитить лишь развязыванием тощей государственной мошны на выкуп жадным «мирным рыбачкам». И от осознания этого, право, становится намного более грустно, чем при анализе перспектив дальнейших отношений с пиратами нашего «северного соседа». 

Юрий Юрко



 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.