Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мир

Встречное движение, или Побег с европейского «Титаника»

Источник: "Версии"

Забавная ситуация: Украина с «евромайданом» движется в прямо противоположном общеевропейскому тренду с его митингами против Евросоюза направлении. С подачи Дэвида Кэмерона обсуждается референдум о выходе Великобритании из ЕС. Такие же настроения в Ирландии. Хорватия вступила в ЕС с массовыми митингами протеста. А малюсенькое Сан-Марино не вступило: три недели назад они провалили референдум. У Евросоюза действительно проблемы с новыми членами: на скамье запасных – одни турки с молдаванами.

1 мая 2014 года Евросоюз планирует пышно отметить первый юбилей своего крупнейшего расширения. В 2004 году ряды ЕС пополнили сразу десять государств. Одновременное присоединение касалось следующих стран: Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. Семь из них – бывшие участники Восточного блока, одно входило в состав бывшей Югославии, а оставшиеся два – Средиземноморские острова. Частью этой же волны расширения было присоединение Болгарии и Румынии в 2007 году, которые не смогли вступить в ЕС в 2004 году.

Помню газетные заголовки той поры, что Европа, наконец, стала единой, все собрались вместе на одном корабле и т. д. Правда, чуть позже оказалось, что корабль называется «Титаник». И до своего айсберга в океане он не доплыл, поскольку движется очень медленно. А палубы в нем четко отличаются по классу. И те, кто ехал раньше – побогаче и покрупнее, – сидят в изысканном первом классе. Более бедные «пассажиры» довольствуются комфортом третьего класса, который, как и третий сорт советской колбасы, рассчитан на то, чтобы «не баловать».

Ну, и как водится у соседей по коммуналке, непременно возникают склоки. Мне в этом плане страшно нравятся выступления Тимо Юхани Сойни – крайне популярного сейчас в северной Европе финского политика, лидера партии «Истинные финны». Этот горячий финский парень, напоминающий выпившего бульдога, говорит все то, о чем другие политики думают, но не решаются высказать вслух.

Вот одна из его цитат: «Мы работаем в тяжелых климатических условиях, многие – в полярной ночи. А эти греки и португальцы танцуют и пьют вино на наши деньги. Если у них нет работы – пусть едут к нам рубить лес, – подчеркнул Сойни. – Почему не найти грекам и португальцам временную работу в Финляндии, а не давать их государствам почти десятимиллиардные кредиты? Нам же такого не дают. Почему?». Действительно, почему?

Вопрос несправедливости постоянно дестаблизирует отношения внутри Евросоюза. Немцы за всех платят, и это им уже надоело. Также это надоело тем, кто берет немецкие деньги, поскольку приходится выслушивать унизительные нравоучения от фрау Меркель. Но не брать деньги невозможно, потому как (правильно сказал Сойни) на финские лесоповалы хочется еще меньше.

Если Германия платит за то, чтобы Евросоюз не распался, ибо у нее такая стратегическая фишка после двух поражений в мировых войнах – собрать вместе тех, кого они в свое время пытались завоевать, и командовать этим «сводным отрядом», то Великобритания до сих пор не до конца понимает, что она делает в компании со своими бывшими врагами на войне.

Конечно, вопрос бомбардировок Лондона в 1941-м не поднимается вслух (чопорные англичане, в отличие от горячих финских парней, держат фигу в кармане, а не показывают ее открыто), но сказать, что все давно забыто, а старые обиды прощены, было бы, мягко говоря, преувеличением.

И когда в Великобритании на выборах победила Консервативная партия, ее лидер и нынешний премьер Дэвид Кэмерон стал без стеснения говорить, что будь он в 2008 году у власти, то ни за что бы не подписал основополагающий документ Евросоюза – Лиссабонский договор.

И снова презабавнейший парадокс: у нас считается дурным тоном для политиков и госдеятелей критиковать европейский вектор. Мы – европейцы, бляха муха, нам просто не хватило 165 млрд. евро, чтобы прямо сейчас подписывать соглашение об ассоциации. А в Англии настоящие джентльмены только тем и занимаются, что агитируют за референдум о выходе из ЕС, инициированный Дэвидом Кэмероном. Одним из основных агитаторов является... министр обороны Филипп Хэммонд.

В ногу с англичанами идет и соседняя Ирландия. Несмотря на то, что в 2010 году ЕС фактически спас страну кредитом в 85 млрд. евро после того, как ирландские банки благополучно разорились все и сразу, жители не испытывают никакой благодарности. Кредит – не подарок. Чтобы его выплатить, за три года правительству пришлось многим пожертвовать: старые налоги выросли, были введены новые, а бюджет подвергся резкому сокращению; зарплаты были заморожены или располовинены, уровень жизни, по неофициальным оценкам, снизился втрое. Средняя ирландская семья после выплаты всех налогов и обязательных платежей (за дом, школу, машину, медстраховку) может позволить себе по 100 гр. мяса на человека три раза в неделю. И это – одна из самых богатых некогда стран Евросоюза.

В Греции ситуация и вовсе критическая. Греки, конечно, сами виноваты в том, что дошли до ручки, но это справедливое утверждение вовсе не отвечает на вопрос, как прожить на 30% зарплаты, половину пенсии и резко сокращенное пособие по безработице. Неудивительно, что кипящие страсти регулярно выливаются в шумные акции протеста с разбитыми витринами и серьезно помятой полицией.

Это жутко раздражает Меркель, которая (как мы уже сказали) дает деньги и хочет немецкого порядка на всей территории ЕС. Поэтому правительство Греции пытается внести в Уголовный кодекс поправки, фактически запрещающие критику ЕС и грозящие нарушителям полугодом и более тюремного заключения. Кстати, хорошая мысль, надо подсказать нашим евроинтеграторам, чтобы зафиксировали в резолюции на каком-нибудь митинге.

Кстати, о митингах. Недавнее вступление Хорватии в ЕС, которое на наших телеканалах было показано в розовых тонах, с гламурным видеорядом о том, как «веселится и ликует весь народ», на самом деле прошло намного более уныло. Страну, где безработица составляет 17%, а высокие заработки обеспечивает только курортный сезон и то жителям прибрежных населенных пунктов, мысли о грядущем повышении цен и запрете нелегальных подработок не особо вдохновляли. И хотя референдум 22 января 2012 года прошел по плану власти, всю весну этого года страну «колбасили» митинги протеста. Которые закончились в середине лета не потому, что факт свершился, а потому что нужно было обслуживать туристов.

В одном из самых маленьких государств мира – Сан-Марино – митингов не было. 30-тысячное население этого государства-городка, окруженного со всех сторон территорией Италии, демонстративно проигнорировало референдум о присоединении к ЕС. При необходимой явке в 30% народа пришло так мало, что власти постеснялись называть цифру.

Журналисты пишут, что это были несколько сотен человек. Причем некоторые пенсионеры заходили на участки ошибочно, думая, что это очередной благотворительный аукцион.

Но пинать Сан-Марино ногами за его неправильное поведение никто в Европе не решился. После того, как Швейцария была вынуждена сделать более прозрачной банковскую политику, а в Австрии ликвидировали часть оффшорных зон, именно Сан-Марино остается последней финансовой кладовой Европы, где надежно спрятаны деньги со всего Европейского Союза. Поэтому им не нужны ни почетное членство, ни, тем более, ощущение европейского единства. Как заявляет местная партия "Народный альянс", попивая кофе в полном составе в очаровательной местной кофейне, «еще не хватало, чтобы из-за открытия границ с Италией сюда хлынули бедные европейские мигранты, всякие там итальянцы, португальцы и немцы».

Об украинцах политики микроскопического европейского рая под названием Сан-Марино ничего не говорят. По всей видимости, потому, что не подозревают не только о наших евроинтеграционных устремлениях, но и о существовании страны в целом...


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.