Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мир

США: Умом не понять, аршином не измерить...

Источник: "Полемика"

Соединенные Штаты – страна уникальная. Нет, речь не идет о положении гегемона, мирового жандарма, агрессивности или роли доллара в мировой экономике. Все эти вещи лежат на поверхности и, в общем-то, понятны. Речь идет об уникальной ментальности американцев.

Бюджетный кризис в США очень наглядно продемонстрировал, что эта страна с точки зрения восприятия действительности ее гражданами отстоит от нас куда дальше, чем даже кажущиеся нам непонятными Япония или исламские монархии.

Представим себе такую ситуацию. Президент Украины объявляет: «Дорогие друзья! Верховная Рада, как обычно, занятая толканием депутатскими брюшками возле трибуны, бюджет на следующий год не утвердила. Поэтому, господа бюджетники, зарплаты вам не видать, с завтрашнего дня можете на работу не приходить. Всем спасибо».

Несложно себе представить реакцию общественности. От такого счастья оппозиция бы опешила настолько, что в первые часы даже не нашлась бы что сказать, а потом понесла бы Яценюка усаживать на милицейские каски не к Киевсовету, а сразу к администрации президента. Причем, на этот раз, надо полагать, даже наша нелепая оппозиция ощутила бы народную поддержку. А президенту после такого заявления пришлось бы паковать чемоданы и занимать очередь к билетным кассам, потому что там было бы не протолкнуться от регионалов, резко переставших видеть свои перспективы пребывания в этой стране. В общем, это означало бы крах существующей власти.

И подобный ход конем означал бы крах власти практически везде – в Уганде, Панаме, ЕС, Иране и Малайзии. Потому что власть везде в мире опирается на государственный аппарат, армию, полицию… Вне зависимости от того, какая форма правления – абсолютная монархия или демократия, отказ, пусть и временный, кормить слуг государевых означал бы конец режима. Так было бы везде. Кроме США.

По сути, республиканский Конгресс  в пику демократу Обаме отказался утверждать бюджет для финансирования правительства на следующий год. И вуаля: 800 тысяч американских граждан, имеющих несчастье работать на правительство, оказались без средств к существованию.

Тут поражают два момента. Первый – тот факт, что это было объявлено совершенно открыто. У нас бы просто задержали зарплаты, но никому бы и в страшном сне не приснилось одномоментно отправить сотни тысяч людей в неоплачиваемые отпуска. Конечно, честность американского руководства можно только приветствовать, но, с другой стороны подобная честность выглядит как наплевательское отношение к людям, работающим на государство. «Платить нечем, поэтому идите гуляйте» своим сотрудникам могут сказать руководители частных корпораций, но никак не лидеры государства госчиновникам.

И второе – относительно спокойная реакция общественности в США на происходящее. Впрочем, это отчасти можно объяснить тем, что такое происходит не впервые. Всего за новейшую историю США подобные ситуации случались 17 раз, и самый длительный кризис продлился 21 день при президенте Клинтоне. Каждый раз ситуация утрясалась. В общем, волноваться американским чиновникам повода вроде бы нет. Если, конечно, не принимать во внимание дикость ситуации. Ситуации, которая могла повторяться только в одной стране мира. Почему? Дело в особом отношении американцев к функциям государства. Что бы в этом разобраться необходимо  понять, из-за чего, собственно, начался весь сыр-бор в этот раз.

Никакого секрета в этом нет, мы читаем об этом в новостных лентах, но обычно не даем себе труда по-настоящему разобраться в том, что же происходит. Речь идет о медицинской реформе, затеянной Обамой. Президент-демократ реформу хочет, республиканцы – категорически нет. Саму реформу худо-бедно через конгресс протащили, но за бюджет, где эта самая реформа упоминается, республиканцы голосовать не хотят.

Тут надо сказать, что медицина в США – это больная тема. Сериалы «Доктор Хаус» и «Клиника» рисуют нам пасторальные картины, однако не все так гладко. Около пятидесяти миллионов американцев вообще не имеют страховки, и случись у них проблемы со здоровьем, все, что им остается – тихо умереть. Они и умирают. Ежегодно по причине отсутствия страховки или ее недостаточности для покрытия стоимости лечения умирает около 40 тыс. американцев. По уровню детской смертности США находятся на 41-м месте – это худший показатель среди развитых стран, и всего на 45-м месте по продолжительности жизни. Дороговизна медицинских услуг заставляет американцев искать помощи в других странах – лечиться они едут в Канаду, Великобританию и даже на Кубу. И все это происходит в стране, которая ежегодно тратит сотни миллиардов долларов на оборону и экспорт демократии, в том числе, и посредством оружия. Естественно, эта ситуация не может считаться нормальной, и Обама взялся ее исправить.

Суть реформы, затеянной Обамой, можно условно разделить на две составляющие. Первая – медицинская страховка становится обязательной, т.е. хочешь – не хочешь, а плати. Если совсем не хочешь – тоже плати, но уже штраф. Обязательное медицинское страхование – штука не новая, апробированная во многих странах. В конце концов, болеют все, и иметь возможность оплатить хотя бы часть расходов на медобслуживание из медицинской страховки – вещь разумная. Но только не для американцев. Для них это покушение на базовые устои: «А как же свобода выбора? Почему государство, а не я, должно решать платить мне или не платить? Это уже не свобода и демократия, а тоталитаризм какой-то!» Т.е. свобода выбора между вариантами «получить лечение» и «помереть от какого-нибудь аппендицита» -  это тоже свобода. А свобода – это святое.

Прим. В. Зыкова. Это не совсем так. Проблема в том, что в планах реформы - обязать все фирмы платить медстраховку для всех своих сотрудников. И если большинство крупных и богатых корпораций и без того давно это делают, то множество мелких фирм попросту обанкротятся. И попробуй выбрать, что лучше - гарантия лечения, или массовая безработица, которая и без того немалая. Подробнее об этом пишет американский журналист в недавней статье "Америка готовится к худшему и не ждет лучшего".

Логика, что и говорить, слегка извращенная, но для США вполне нормальная. Нельзя сказать, что ее разделяют все американцы, но республиканская партия, блокирующая инициативы Обамы опирается на своего избирателя, причем этот избиратель в американской системе координат считается «консервативным», а люди, выступающие за уже сотни раз обкатанный в других странах механизм социальной защиты – чуть ли не революционеры.

Вторая составляющая обамовской медицинской реформы – снижение стоимости медицинских услуг, т.е. их доступность, и при этом – повышение их качества. Тут возникает логичный вопрос – за чей счет этот банкет? Естественно, в случае введения обязательного медицинского страхования поступления из страховых фондов возрастут.

Однако миллионы людей, включенные в систему страховой медицины тоже  имеют свойство болеть и тоже захотят лечиться. Тут бы сделать так, чтобы качество лечения, по крайней мере, не пострадало. Какое уж тут улучшение? За счет чего?

Демократы вот уже несколько лет извиваются в поисках формулировок, которые призваны скрыть очевидный выход из ситуации – часть расходов на себя должно взять государство. Маскируют этот очевидный выход они по одной простой причине – очень многие американцы свято верят в то, что, если из государственного бюджета тратятся миллиарды на бомбардировки каких-то арабов, находящихся от США на расстоянии десятков тысяч километров – это нормально. Этим, полагают они, «мы защищаем наши ценности».

Если же государство берет на себя часть расходов по лечению своих граждан, это уже… социализм какой-то! А социализм – это зло. Мы будем каждый раз из своего кармана платить сотни долларов за вызов скорой и  за визит к врачу, но социализм не пройдет! И помирая от какого-нибудь банального перитонита, вызванного невозможностью вовремя оплатить операцию, мы будем держать кукиш в кармане для мирового социнтерна.

Американцы очень любят рассуждать о «фанатиках», полагая себя нацией крайне разумной, однако иногда кажется, что рациональности их суждениях не больше, чем у каких-нибудь дикарей, просящих дождя у каменного истукана.

В общем, истинная причина бюджетного кризиса – борьба «базовых ценностей» со здравым смыслом. И американцев, кстати, можно только поздравить с тем, что носителем этого здравого смысла является целый президент, что дает надежду на то, что здравый смысл таки возобладает.

Этот бюджетный кризис, конечно, вот-вот закончится, потому что, несмотря на особенности американского менталитета, элита везде одинакова и прекрасно понимает, что раскачивать лодку для давления на своих оппонентов можно только до определенного предела.

Принципы, характерные для таких «молодых демократий», как Украина, типа «Гори сарай, гори и хата» или «Чем хуже, тем лучше», в США не применяются. Тем более, что  в раскачиваемой лодке находятся не только Соединенные Штаты, но и вся мировая экономика, лидеры которой когда-то на свою беду согласились считать американский доллар резервной валютой. Кстати, это положение доллара, как это ни парадоксально, определяет то, что никакие внутренние проблемы в США существенного влияния на курс резервной валюты не окажут. В определенном смысле, доллар по своей значимости куда важнее самих США, страны-эмитента, и ее внутренние проблемы -  это только ее внутренние проблемы. Именно этим объясняется спокойствие аналитиков валютного рынка.

Правда, 17 октября ситуация может ухудшиться. В этот день истекает срок для повышения потолка госдолга США. Если администрация Обамы не получит разрешения конгресса в очередной раз повысить сумму, до которой правительство может занимать деньги, то может наступить дефолт, т.е., момент, когда правительство не сможет отвечать по своим обязательствам. Причем слово «занимать», в данном случае, применяется весьма условно, потому что занимает правительство у Федеральной резервной системы, т.е. по сути – просит напечатать еще денег. Ситуация, конечно странная, но такова привилегия страны, эмитирующей мировую резервную валюту.

Все аналитики в один голос предрекают, что республиканцы попробуют поиграть на нервах Обамы, блокируя процесс поднятия долгового потолка. Но при этом все они сходятся во мнении, что в конечном итоге потолок будет поднят.

Во-первых – потому что с 1960 года эту планку поднимали 78 раз, и в этот раз поднимут. Потому что, во-вторых – деваться-то некуда. Дефолт США будет означать, что государство не сможет оплатить обязательства, в том числе, по своим долгам, связанным с государственными облигациями.

А, например, Китай, который не имел технической возможности полностью инвестировать свою гигантскую выручку в тучные годы резкого экономического роста, вбухал триллионы долларов в американские облигации.

Да и вообще, держателями американских ценных бумаг в той или иной степени являются почти все ведущие экономики мира. Т.е. с одной стороны – США должны всем, а с другой все – являются заложниками мирового порядка, где именно Соединенные Штаты являются экономикой номер один, жандармом номер один, и вообще – номером один во всем.

Этот мировой порядок может кому-то не нравиться (а он, кажется, уже всем, кроме США, не нравится), но если он будет разрушен, то наступит такой Армагеддон, что никакой Брюс Виллис не поможет. Поэтому дефолта не будет. По крайней мере – не в ближайшее время, а если он и случится, то точно не по причине мировоззренческого противостояния между республиканцами и демократами в США.

В.З. Спасибо за ссылку моему читателю Сергею Резнику.

 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.