Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мир

Ещё одна победа России в сирийской войне: три официальных визита ради спасения террористов - Александр Горбенко

Источник: "ОДНАКО"

С перерывами в несколько дней Россию посетили сразу три крупные фигуры международной политики. 7 мая -- глава американского госдепартамента Джон Керри, 10 мая -- британский премьер Девид  Кэмерон. И наконец, 14 мая, также в срочном порядке, в Москву прилетел израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху.

Нетрудно понять, что все три визита вызваны причинами более важными, чем осмотр олимпийских объектов или обмен дипломатическими любезностями. Все три политика прилетали к нам, чтобы попытаться повлиять на позицию России в сирийском конфликте. А срочность визитов вызвана происходящими вокруг Сирии событиями. Вернее, даже не самими событиями, а тем, что Россия снова намерена расстроить планы западных стран по развороту ситуации в Сирии в пользу террористов.

Сейчас боевики, противостоящие сирийской армии, не могут похвастаться практически никакими успехами. Сирийская армия перестала действовать в режиме пожарной команды и выработала успешную тактику борьбы с бандитами. Инициатива в боевых действиях перешла к ней. А именно инициатива (право первого хода, действия на опережение, заставляющие противника играть по чужим правилам и в рамках чужого тактического замысла), как известно, – является главным условием  победы.

Это приносит результаты. Силы боевиков становятся всё более и более разрозненными, всё менее и менее управляемыми. Они уже не способны, как раньше, проводить крупные наступления, захватывать города и даже просто вести скоординированные боевые действия. У боевиков пропала уверенность в победе. Постепенно их действия превращаются в обычный терроризм -- со взрывами, засадами, захватом заложников и мелкими акциями.

Такая ситуация не может устроить те внешние силы, которые, собственно, и были инициаторами кровавой сирийской бани. Слишком много усилий потрачено, слишком сильно зависит от исхода войны репутация и статус вершителей судеб мира, чтобы теперь пустить ситуацию на самотёк и позволить сирийскому народу самому решить свою судьбу. Но как быть? Ведь чтобы активней вмешаться в события и развернуть ситуацию в пользу террористов – нужны веские основания. А бандиты сейчас просто не способны создать мало-мальски весомый информационный повод.

Пришлось западным странам брать инициативу на себя. Но где взять новое преступление «кровавого режима Асада»? Видимо, за неимением других возможностей, решили снова развернуть информационную операцию вокруг сирийского химического оружия. Это уже довольно старый козырь. Но он имеет массу возможностей для новой вспышки конфликта, который без внешней помощи имеет динамику к затуханию и успокоению. Это как плеснуть керосин в гаснущий костер.

Израиль очень чувствителен к появлению химического оружия у боевиков террористических организаций. Он неоднократно заявлял, что готов вмешаться в сирийскую войну самостоятельно, если будет угроза утечки химического оружия с сирийских складов. Власти Сирии, чтобы не допустить вовлечения в конфликт новой внешней силы, неоднократно заявляли, что всё химическое оружие находится на складах хранения. И даже всегда выражали готовность продемонстрировать это любым международным наблюдателям. Но уж больно хороша была перспектива подключить к конфликту Израиль. К тому же среди израильских политиков имеется немало тех, кто готов даже вопреки здравому смыслу поддерживать любые американские интересы в регионе. Даже если они противоречат интересам самого Израиля и представляют для него реальную угрозу.

И уже довольно давно совершаются попытки передать из-за границы небольшие партии химического оружия в руки боевиков. Несколько таких попыток было сорвано, в том числе и с участием израильских спецслужб. С помощью химического оружия можно совершить удачную провокацию. Достаточно его распылить так, чтобы этот факт был зафиксирован международными наблюдателями. Тогда независимо от того, кого обвинят – цель будет достигнута. Если подозрение падет на сирийскую армию – это будет означать, что боевые отравляющие вещества всё же перемещаются со складов на передовую, а значит, могут оказаться и захвачены боевиками. Но если обвинят даже самих боевиков – это всё равно будет означать для Израиля угрозу химического терроризма и спровоцирует его на действия, направленные на устранение угрозы. То есть на военную операцию на территории Сирии.

В конце апреля министр обороны США Чак Хейгел заявил, что располагает разведданными, дающими «умеренную уверенность» в том, что сирийская армия применяла зарин «в небольшом объеме». Информацию повторили Джон Керри и Девид Кэмерон. Естественно, адресатом этих заявлений была не «мировая общественность», а Израиль, чувствительный к этому вопросу. В самом Израиле масла в огонь подлил генерал военной разведки Итай Брун, сделавший доклад, в котором приводились косвенные доказательства фактов применения в Сирии химического оружия. 5 мая знаменитая Карла дель Понте – представитель спецкомиссии ООН -- также заявила о применении в Сирии зарина. Правда, госпожа дель Понте возложила ответственность уже не на правительственные войска, а на террористов. Это даже позволило некоторым отечественным наблюдателям предположить наличие совести у бывшего палача сербских лидеров.

Но не стоит заблуждаться. И «осторожность» западных заявлений, и «откровенность» Карлы дель Понте преследовали главную цель – доказать факт боевого использования в Сирии химического оружия. Показать, что эти факты многочисленны, а значит, оружие находится в зоне конфликта, имеет достаточно свободное хождение и периодически применяется какой-то из сторон. А значит – ситуация представляет угрозу для безопасности Израиля и требует вмешательства. Напомню: побудить Израиль вмешаться в конфликт может именно сам факт свободного хождения и применения боевых отравляющих веществ на территории сопредельной страны. А вовсе не то, с чьей стороны это оружие применяется. Всё говорило о том, что готовится новая, возможно, достаточно крупная провокация, которая должна побудить Израиль к атаке.

Атака состоялась. Правда, пока весьма скромная. Авиаудару израильской авиации подвергся военный комплекс «Джамрайя». О том, какие именно цели атаковались, израильская сторона благоразумно промолчала, чтобы не обострять и без того сложную информационную кампанию, которая проводится вокруг сирийского конфликта. Понятно, что Израиль защищал интересы своей безопасности. Но результат этой защиты – вполне, кстати, предсказуемый – имеет неоднозначные последствия для самого Израиля. Сирия больше не может просто закрыть глаза на третий по счету авианалёт и сделать вид, что ничего не произошло. Какой-то ответ был просто неизбежен. Сирийская сторона не может ответить каким-либо военным способом, поскольку это будет означать войну – чего, собственно, и добиваются от Сирии и Израиля. И громкие заявления о том, что теперь, мол, движению «Хезболла», ведущему войну с Израилем, будет оказываться содействие – это очень и очень сдержанная реакция. Другое дело, что удерживать обе стороны от втягивания в конфликт не может одна только разумная сдержанность самих сторон. Особенно в условиях, когда провокации, направленные на разжигание – более чем вероятны.

И сдерживающей силой снова пришлось становиться России. Вслед за авианалётом была обнародована информация о том, что с 2010 года действует контракт на поставку Сирии зенитно-ракетных комплексов С-300 (какой именно модификации, не уточняется). В общем-то не секрет, что мы поставляем в Сирию оружие. После попытки пресечь его доставку гражданским сухогрузом в сирийский порт Тартус стали регулярно ходить наши десантные корабли. Моряки даже прозвали свои постоянные челночные рейсы «Сирийским экспрессом». И понятно, что поставляем мы не автоматы (которых в Сирии и так хватает), а преимущественно комплексы ПВО. Именно это обстоятельство во многом охладило «горячие головы» на Западе, планировавшие сначала для Сирии ливийский сценарий. Но то, что среди «давно заключенных контрактов на поставки оборонительного вооружения» имеется ещё и контракт на комплекс дальнего радиуса действия – мало кто предполагал.

Эта информация – всего лишь обнародованный факт. Тем не менее, он вызвал огромное беспокойство на западе. Вашингтон, уже после экстренного визита Джона Керри, ещё раз призвал Россию не поставлять оружие в Сирию. Израильская сторона заговорила о том, что такие поставки нарушат «баланс сил в регионе». Это по сути верно. Правда, «баланс сил» от этих поставок будет не столько нарушенным, сколько более «сбалансированным». По сути, дано официальное предупреждение о постановке на боевое дежурство в Сирии современных систем ПВО (обычно включающих, кроме весьма совершенных средств поражения, ещё и средства обнаружения и радиотехнические средства).  Это должно удержать Израиль от непродуманных действий и дальнейшего следования на поводу у провокаторов. Такой «баланс сил» и в интересах Сирии, и в интересах самого Израиля – теперь у него будет отличное оправдание перед "обкомом" по поводу отсутствия резких движений.

Вот только интересы других сил, так долго «уговаривавших» Израиль и Турцию поучаствовать в войне – оказываются снова ущемленными. Планы по вдыханию новой жизни в постепенно выдыхающийся конфликт – идут прахом. О том, кто именно заинтересован во втягивании в конфликт новых игроков, достаточно ясно продемонстрировали экстренные визиты представителей США и Британии. Не знаю, как именно они собирались уговорить Россию отказаться от защиты Сирии. Однако устами Сергея Лаврова Россия дала явно понять, что уговоры не помогут:

«Россия не планирует продавать, а уже давно продала, подписала контракты и сейчас завершает поставки по ним техники, являющейся противовоздушными системами, что не запрещено международными нормами».

В этом же духе Владимир Путин ответил и израильскому премьеру, который для убедительности привозил с собой главу военной разведки (АМАН) генерала-майора Авива Кохави, который предоставил России некую разведывательную информацию. Тем не менее, российский президент призвал Запад не предпринимать никаких действий, способных обострить конфликт в Сирии, и заявил, что в этот критический период крайне важно избегать любых действий, ведущих к усугублению ситуации.

Теперь будем ждать следующего визитера. 16 мая в Россию прибудет генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Замминистра иностранных дел России Геннадий Гатилов на днях в интервью «Интерфаксу»  дал не очень лестную оценку деятельности ООН по сирийскому конфликту:

«…Нельзя сказать, что позиция Секретариата была в данном вопросе последовательной. Она неоднократно менялась, в том числе не без давления на Генсекретаря со стороны ряда стран. Остается фактом то, что на имя Генсекретаря поступило письмо правительства Сирии с просьбой провести расследование конкретного инцидента использования отравляющих веществ под Алеппо. Эту просьбу надо было просто-напросто выполнить и направить инспекторов, тем более что экспертный корпус был сформирован…».

Возможно, теперь генерального секретаря ООН удастся уговорить исполнять свои обязанности добросовестно и всё же направить в Сирию комиссию по расследованию фактов химических атак. А если не удастся – то вопрос нежелания ООН объективно разобраться в ситуации следует максимально четко и однозначно прокомментировать. За Сирию идет не только обычная, но и информационная война. А в ней одержать победу можно только правдой и разоблачением лжи.

А пока, кажется, Россия одержала в Сирийской войне ещё одну победу. Без единого выстрела.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.