Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мир

Разъединённая Европа (ФОТО, ВИДЕО)

Последователи европейского курса Украины рассказывают, будто проблем в ЕС не бывает, прямо сплошной рай на земле. Но мы попытаемся развенчать этот миф

Речь пойдёт о серьёзной проблеме, которая угрожает целостности и стабильности Старого Света — сепаратизме в различных европейских странах.

Карта Европы, как известно, менялась бесчисленное количество раз, и XX век в этом плане не исключение. В конце 80-х — начале 90-х снова объединилась Германия, распались Советский Союз, Югославия, которая разделилась на шесть независимых государств, и Чехословакия, на территории которой появились независимые Чехия и Словакия. При этом большинство возникших территориальных конфликтов не решено до сих пор, яркими примерами этому служат Косово, Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия.

Страны Западной Европы, казалось бы, оставались в стороне от данных процессов. Однако ситуация изменилась в столетии XXI  с развитием демократических процессов, национального и территориального самосознания, а также, что особенно важно, с исчезновением внешнего врага в лице СССР, что положительно отразилось на внутренней консолидации.

Мы рассмотрим основные сепаратистские очаги в Европе, не беря во внимание постсоветское пространство.

Великобритания

Великобритания, которую наряду с США иногда называют одним из основных «жандармов» мировой политики, в ближайшее время рискует исчезнуть с европейской и мировой карты, по крайней мере в существующем нынче виде.

Первым кандидатом на выход из многовековых объятий Лондона записалась Шотландия. В частности, в 2014 году состоится референдум относительно её дезинтеграции из состава Великобритании. Социологи рисуют противоречивую картину, однако ближе к дате голосования чаша весов наверняка будет клониться к независимости: большинство в шотландском парламенте имеют сторонники отсоединения, и их популярность растёт с каждым годом. Это показали прошедшие в 2011 году парламентские выборы: «незалэжникам» удаётся не только ловко жонглировать историко-национальными категориями, вроде героического прошлого шотландского народа и его вековой борьбы против английского владычества, но и социально-экономическими тезисами. Например, в случае провозглашения суверенитета Шотландия будет единолично владеть нефтегазовыми месторождениями в Северном море, что может серьёзно улучшить экономические показатели страны.

Неофициальный гимн шотландских сепаратистов

В случае с двумя другими частями Великобритании  Северной Ирландией и Уэльсом ситуация несколько более благоприятная для сторонников британского единства, однако также не безоблачна. Прежде всего это касается Северной Ирландии, где популярна идея присоединения к Республике Ирландия. Впрочем, пока что политические симпатии большинства населения всё же на стороне британских унионистов.

Испания

Испания в последнее время также стала одним из основных очагов сепаратизма в Европе. Подобно Великобритании, Испания позиционирует себя как унитарное государство, хотя в его составе есть автономии. Они-то всё чаще и начинают высказываться в пользу отделения от «союзного центра». У испанских сепаратистов есть ощутимый плюс национальные языки и культуры неиспанских наций тут сохранились значительно лучше, в отличие от неангличан Великобритании. И это несмотря на дискриминационную политику со стороны фашистского диктатора Франко, которая продолжалась в отношении национальных меньшинств десятки лет.

Главным кандидатом на выход сегодня, безусловно, является Каталония. Здесь сепаратисты уже второй раз подряд празднуют успех на парламентских выборах, причём на этот раз большинство получили несколько партий как правого, так и левого толка, но обязательно выступающих за независимость региона от Мадрида. Они-то и приняли совсем недавно декларацию о суверенитете, определяющую за каталонским народом право на самоопределение, и также планируют провести референдум в следующем году. Правда, в отличие от Великобритании, в Испании провести всенародный опрос, а главное  получить согласие центра на принятие его результатов — будет не так-то просто: Мадрид в этом плане не Лондон и отнюдь не настроен на потерю собственных территорий.

Болельщики на стадионе поют гимн Каталонии

В Стране Басков сепаратисты также обладают большим политическим влиянием, однако пока что отстают в плане конкретики от своих каталонских коллег. Наверняка подъём баскского патриотизма произойдёт после каких-либо решительных движений в направлении провозглашения суверенитета в Каталонии. Впрочем, что касается басков, то проблема тут заключается также в террористической организации «ЭТА», действия которой так или иначе бросают тень на всё патриотическое движение региона в целом.

Бельгия

В Бельгии, в отличие от Великобритании или Испании, нет «титульной» нации  страна, по сути, разделена на голландскую и французскую части, которые сложно уживаются между собой. Сепаратистские настроения более сильны как раз в голландской Фландрии, в которой всё чаще звучат призывы к отделению. Проблема, однако, прежде всего в том, что бельгийская столица Брюссель является по факту столицей Евросоюза, и какие-либо территориальные изменения могут парализовать работу европейских институтов. Кроме того, во франкоязычной Валлонии остаётся и немецкоязычное меньшинство, чьи права соблюдаются не в последнюю очередь в связи с балансом между «французами» и «голландцами». Если же Бельгия станет полностью «французской», ими наверняка могут и пожертвовать.

Франция

Сегодня сепаратистские тенденции присущи, прежде всего, Корсике  острову, чьё население никогда в принципе не причислялось к этническим французам и в быту до сих пор использует национальный корсиканский язык. Кроме того, многие выступают за отделение и в Бретонии  регионе, который также не пожелал терять свои национально-культурные отличия и растворяться в плавильном котле национально гомогенной Франции. Нельзя не упомянуть и про французских басков  их самосознание проявляется скромнее, нежели в соседней Испании, однако и тут в последнее время замечен значительный рост сепаратистских настроений.

Официальный гимн сепаратистов французской Окситании (Гасконь, Овернь, Прованс)

Отметим, что сепаратистские тенденции во Франции значительно подогревает националистическая политика официальных властей  неважно, левые это или правые власти, которые никак не хотят признавать наличие в стране национальных меньшинств. В этом плане Париж выглядит всамделишным европейским изгоем.

Италия

В Италии главными сепаратистами выступает партия «Лига севера», выступающая за создание независимого государства северных регионов со столицей в Милане. В отличие от других упомянутых сепаратистов, северяне выдвигают больше экономические, нежели национальные требования — мол, продвинутому северу нечего кормить отсталый аграрный юг (ничего не напоминает?). На данный момент, правда, до каких-либо конкретных обсуждений по данному вопросу далеко. В ближайшее время если и возможны какие-то перемены, то лишь в сторону автономизации, прежде всего экономической.

Дания

Фарерские острова и Гренландия обещают здорово урезать размеры территории Дании. Впрочем, на данный момент Нуук и Торсхавн проводят абсолютно независимую от Копенгагена политику, в том числе и внешнюю. Другое дело, что Фареры, как и Гренландия, обладают крохотным населением, следовательно, на мировой и даже континентальной карте мира абсолютно ничего из себя представлять не будут. Независимость не даст этим территориям каких-либо ощутимых экономических дивидендов. О каком-либо национальном же самоопределении тут речи также не идёт.

Кипр

Кипр, в принципе, является определённым исключением из статьи: здесь мы уже имеем дело с расколотой страной. Территория острова разделена на два враждующих региона один представляет собой, собственно, общепризнанную Республику Кипр, другой Турецкую Республику Северного Кипра. Последняя признаётся только Турцией и вряд ли может рассчитывать на международное понимание в этом вопросе. При этом реинтегрироваться с греческой частью острова турки-киприоты также не горят желанием.

Парадоксом ситуации является то, что Кипр официально входит в Евросоюз. Это служит прекрасным подтверждением того, что членами европейской неоимперии становятся почти всегда из-за политической конъюнктуры, а не после «сдачи экзамена» на решение основных внутренних проблем, в чём пытаются убедить Украину.

Эпилог

Не упомянутыми в статье оказались, например, сепаратистские тенденции в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии  в данной публикации мы хотели рассмотреть подобного рода вызовы, прежде всего в странах-членах Евросоюза.

Интересно, к слову, что, помимо мифа об «абсолютном благополучии» в Европе, среди сторонников евроинтеграции неуклонно бродит миф, что федеральное устройство страны неуклонно ведёт к культивации региональных, национальных, языковых различий и впоследствии  к расколу. Однако сепаратистские тенденции, как ни удивительно, не наблюдаются в федеративной Германии, Австрии, конфедеративной Швейцарии. Зато именно эти тенденции ставят под угрозу территориальную целостность унитарной Испании, Великобритании, Франции. Есть над чем задуматься, правда?

Артём Бузила«Таймер»


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.