Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мир

Альберт Пирманов. Какой чёрт дёрнул Францию в Африку?

  • 1 / 4
    Фото limpopo-tour.ru
  • 2 / 4
    фото: © AFP
  • 3 / 4
    Фото dic.academic.ru
  • 4 / 4
    Фото ttolk.ru

Продолжение саги о романе Франции и Африки. Мали мы временно проехали. Итак, поглядим-ка мы внимательно на соседей Мали.

Сначала глянем на Запад. Почему на Запад, а не на Восток? Да потому что для Аль-Каиды солнце всегда встаёт на Западе. К западу от Мали находится территория Мавритании. Вы не поверите, но это тоже бывшая колония Франции, как и Мали. Мавритания ничего особенного собой не представляет, почти сплошь пустыни. Самая засушливая страна в Африке. Политическая жизнь почти как у всех соседей - перевороты за переворотами, и снова перевороты. Вот уже почти наши дни, и что вы думаете - опять переворот!

А и правда, что тут особенного? Бывшая колония Франции, и только. Как правило, во всех бывших колониях Франции происходят перевороты, причём с завидной регулярностью. Руку мастера, набитую на дворцовых переворотах, не спрятать даже в кромешной тьме африканских ночей. Так что: Мавритания бывшая колония Франции, и только? Нет, не только! Мавритания - последняя страна в мире, отменившая рабство. Было это в 2007 году. В Мавритании рабство отменяли и боролись с его проявлениями с завидной регулярностью. Первую робкую попытку сделали в 1905 году, на этом настояла Франция. Не вышло!

А может быть, для Франции это было не очень интересно? Вот – это ближе к истине. А если сказать честно, то для Франции рабство в Мавритании было выгодно. Французам очень удобно было работать в стране, куда не надо было завозить в большом количестве своих надсмотрщиков. А зачем? Местные рабовладельцы не работают в принципе, но страстно блюдут свои интересы. Хозяину достаточно сделать едва заметный жест, и его раб будет пахать в поте лица, за него и на того (французского) дядю. В Мавритании раб – это действительно раб, если его господин скажет: Jamal, надо!, то его раб будет пахать буквально от зари и до заката. Раб будет искренне благодарить и превозносить в молитвах своего хозяина и благодетеля.

В этом вся суть местной специфики рабства. Какой надсмотрщик сравнится в эффективности с местными рабовладельцами, чужими руками легче как карать, так и миловать, а заодно выкачивать из страны ресурсы.

Вторую попытку отменить рабство в Мавритании местные власти захотели свершить в 1961 году. Эту попытку делали больше для проформы, для мировой общественности. Как-никак, Мавритания стала независимым государством, и должна была подтвердить свою “взрослость” отменой рабства. Они его и отменили. Но тут же забыли о своём громком заявлении. Мавр сначала слово дал, а потом хорошенько подумал и забрал его обратно, ведь он хозяин своего слова. Хочу - даю, хочу - беру обратно. В это время Мавритании было не до рабства, политики делили портфели.

Предпоследний раз, Мавр слово дал в 1981 году, и рабство опять отменили. И что? Да ничего. Как было рабство в Мавритании, так оно там и осталось. Последнее маврское предупреждение-решение было дано в 2007 году, в этот раз даже решили сажать рабовладельцев в тюрьмы. Время идёт, а тюрьмы Мавритании так и остались без рабовладельцев.

В реалиях Мавритании - это последнее предупреждение лучше считать крайним. Исполнение законов в Мавритании возможно только на бумаге, а правила жизни диктует исключительно клановая и племенная принадлежность. Основным населением страны являются мавры. Как Вы догадываетесь, потому-то страна и была наречена Мавританией. Испокон веков Мавритания была своеобразным перекрёстком и пограничным регионом, где граничили ареалы расселения европеоидных и негроидных рас. А собственно, кто такие мавры?

Это общее название арабов и берберов, закрепившееся в латинской транскрипции как Mauri. Арабы, завоевавшие большую часть Северной Африки, тех же берберов. А потом арабы и берберы, уже как союзники, вместе завоевали Пиренеи. Так в Европе их окрестили маврами. Сами мавры в Мавритании пришлые люди, они вытеснили с этих земель негров, проживавших в оазисах и вдоль рек, а также негров-скотоводов. Были и такие.

Вот они то, арабы и берберы, и есть европеоидные народы. Смесь завоевателей арабов и части берберских племён стала прародителями мавров. Они считаются белыми маврами. Соответственно, официальный язык Мавритании арабский, и, естественно, французский. На французском языке говорят все бывшие колонии Франции в Западной Африке - это соседи Мавритании.

А почему только часть берберов, а не все? Потому что многочисленные берберские племена полтора тысячелетия кочевали по региону и активно перемешивались с негроидными племенами Западной Африки. Потому-то среди мавританцев очень много темнокожих жителей.

А потом в эти края пришли арабы, они в первую очередь захватывали оазисы и водные ресурсы, а заодно стали силой загонять берберов в ислам. Арабы пришли в Северную Африку с Аравийского полуострова, там их слишком много расплодилось, а кушать-то всегда охота. Большая часть берберов приняла ислам, и стала частью элиты Мавритании. Главными считаются арабы, они же белые мавры. “Чистые” берберы стоят с арабами на одной ступени и входят в клан белых мавров.

В Мавритании проживают ещё и туареги, но их относительно мало, а их роль в жизни страны ничтожна. А кто же тогда из негроидных рас в Мавритании? Обыкновенные негры. На юге современной Мавритании проживают различные племена негров. Вот они то и есть чёрные мавры – это третья группа населения, проживающая в Мавритании.

Современные границы в Африке сложились после колониальной делёжки континента Европой, а не в результате естественного хода истории и расселения народов и племён по ареалам их обитания. Большинство чёрных племён в Мавритании арабы тоже исламизировали, а между делом обратили их в своих рабов. Обосновав этот шаг якобы канонами ислама. По мысли местных толкователей ислама, чёрный не может быть достойным мусульманином, и он просто обязан быть рабом белых господ, истинных носителей ислама.

Так, в течение многих веков, рабство в Мавритании превратилось в своеобразный образ жизни для трёх основных групп населения страны. Арабы и берберы – это белые мавры, они же господа и “кормильцы” своих рабов. А рабы - это в основном негры, они же чёрные мавры. Рабство в Мавритании счастливо дожило и до наших дней, всё так же прикрываясь канонами ислама. В современной Мавритании рабство трансформировалось из принудительного рабства в добровольное рабство. Малограмотное население Мавритании не может себя самостоятельно прокормить, а государству до этого нет дела. Государство Мавритания – это и есть арабо-берберская элита, власть. У этой родоплеменной элиты больше половины страны родственников, вот они-то как раз и являются рабовладельцами. А кого тогда сажать? Дядю или племянника? Родственники не поймут.

Вот те на, как-никак, на дворе 21 век, а под носом у Европы процветает рабство. И что? Да ничего! В период независимости Мавритании её негласно курировала Франция, на правах бывшей метрополии. Так что спрос должен быть и с Франции, а не только с Мавритании. Франции же в Мавритании нужны только ресурсы, и более ничего. Справедливости ради, скажем так, Мавритания не одна такая в Африке, на особом счету у Франции. Колоний в Африке у Франции давно нет, но де факто она там правит до сих пор. Где нельзя купить за деньги местных зарвавшихся политиков, значит, либо будет военный переворот, либо вдруг в дело вступают “летучие повстанцы”. Не мытьём, так катаньем. Политики в Западной и Центральной Африке, они же как дети, наивно непосредственные и сильно отмороженные. Хочу цацки и всё!

Вот с такими оригиналами приходилось работать Франции, ну что тут поделаешь. В последние 50 с лишним лет, в дикой Африке, Франция вынуждена была нести тяжкое бремя просветителя. Судьба. Но кроме моральных издержек, у Франции есть и свои мелкие радости в Африке. Одна из них – это финансовые кандалы, которые французы повесили на своих диких вассалов. В этом деле Франция даст фору самому дяде Сэму. Виртуоз и вышибала.

Свой африканский “гарем” Франция не особо баловала, а если сказать проще, она держала его буквально в чёрном теле. Мало того, Франция нацепила пояс верности на своих наложниц, а золотой ключик от него, пояса верности, держала у себя в парижских сейфах. Весь постколониальный период Франция ревностно следила за своими наложницами. Все попытки флирта чужаков с Африкой, а тем паче, попытки влезть в их общую постель с Африкой, Франция пресекала на корню. Но времена нынче не те, что были прежде. А какие были раньше времена в Мавритании? Обыкновенные, лихие!

Независимость от Франции Мавритания получила в ноябре 1960 года. Жила относительно тихо и мирно, если не считать того, что её территория активно использовалась Францией в борьбе против Алжира. От этого отношения Мавритании и Алжира были напряжёнными. Ещё Мавританию тяготил территориальный спор с Марокко, из-за территории Западной Сахары – это бывшая колония Испании. Марокко поначалу даже не хотел признавать саму Мавританию, как независимое государство. У Марокко на то были очень веские причины. Но об этом попозже.

К середине 70 годов 20 века Испания решила уйти из Западной Сахары. Ей до чёртиков надоело вести вялотекущую партизанскую войну с местными племенами и спорить о принадлежности этих территорий с Марокко и Мавританией. Решение это возникло у руководства Испании не спонтанно, а после того, как стало понятно, эпоха диктатора Франсиско Франко безвозвратно уходит. Диктатор Франко с 1973 года фактически отошёл от руководства страной, передав бразды правления военным. К этому времени Франко был уже тяжело больным и старым человеком. В его почтенном возрасте, ему было совсем не до Испании и тем более до её заморских колоний, Франко было за 80 лет. А к ноябрю 1975 года Франко был уже при смерти.

Власть и народ Испании морально готовилась к новой эпохе в своей истории, жизни после смерти диктатора Франко. Соседи Испании по Африке, в Марокко и Мавритании, тоже держали руку на пульсе умирающего диктатора Франко. Они торопили Испанию в вопросе принадлежности Западной Сахары, требуя отдать её им. А пуще всех ждали перемен в самой Западной Сахаре, они тоже хотели перемен, и, как могли, торопили эти перемены, организовав массовые протесты местных жителей. Чем ближе была смерть Франко, тем масштабнее были протесты в Марокко и Западной Сахаре.

В ноябре 1975 года, 14 числа, Испания подписала договор о том, что оставляет территорию Западной Сахары, а Марокко и Мавритания делят её между собой. Марокко отошло 2/3 территории Западной Сахары, а Мавритании досталась треть Западной Сахары. Правда, испанцы не удосужились спросить местное население: а вы согласны, что мы вас делим? Так и не спросили. Пришлось местному населению Западной Сахары самим сказать: мы хотим быть независимым государством!

С тех пор борьбу за независимость Западной Сахары ведёт фронт ПОЛИСАРИО. Никакой фронт не сможет вести борьбу без внешней подпитки и материальной помощи, вот и у фронта ПОЛИСАРИО были щедрые друзья, один из друзей – это Алжир. Вторым номером была Ливия, Муаммар Каддафи был ярым сторонником фронта ПОЛИСАРИО. Отметился здесь и СССР. Но главным спонсором фронта ПОЛИСАРИО всё же был Алжир.

В 1976 году фронт ПОЛИСАРИО объявил о создании Сахарской Арабской Демократической Республики. И надо же такому случиться, Алжир первым признал новое государство САДР. С территории Алжира ПОЛИСАРИО получал оружие и топливо, там же проходили подготовку и партизаны. Естественно, что в Алжире базировалось и временное правительство САДР. У Алжира был свой интерес, об этом мы узнаем так же чуть позже.

Мавританию в войне против ПОЛИСАРИО, в Западной Сахаре, поддерживала Франция, оружием, авиацией и инструкторами. А как Франции не помогать Мавритании, если фронт ПОЛИСАРИО поддерживал Алжир? Дело принципа, враг моего врага - мой друг. Тем более, если враг – это Алжир. Алжир замёл имперское прошлое Франции под грязный коврик, лежащий перед входом в глинобитную хижину Африки. Самой кровоточащей занозой в сердце Франции как раз был Алжир, вырвавший свою свободу у Франции в вооружённой борьбе. По Французской конституции, Алжир был неотъемлемой территорией Франции, и французы совсем не собирались уходить из Алжира. Но начиная с 1954 года, в Алжире начала разворачиваться партизанская война, с переменным успехом она продолжалась до 1962. В 1962 году Алжир провёл референдум о независимости, и большинство населения страны проголосовали за независимость.

Франции ничего не оставалось, как признать независимость Алжира. Партизанская война конечно же измотала Францию, но не это стало главной причиной ухода французов из Алжира и признания его независимости. К этому французов подталкивали США и Англия. Почему? Потому что мир изменился! Мировая политика находилась под давлением идей социализма, и капитализм был вынужден временно отступить. Франция после ухода из Алжира постепенно потеряла там все свои военно-воздушные и военно-морские базы, а самое главное – атомный полигон. Кроме того, из Алжира во Францию вынуждены были бежать миллионы французов и алжирцев, поддерживавших колониальную власть.

А Франция после поражения в Алжире даже решила покинуть НАТО. Пусть и не сразу, но она это сделала, в 1966 году. Элиты Франции, фактической капитуляцией и бегством из Алжира, выбрали другой путь порабощения Африки, через финансовые сети. Выбор был очень даже верный, он проработал, почти без сбоев и больших потерь, в течение 50 лет с гаком.

Это краткое отступление, о “любви” Франции и Алжира. Так, что … . У Франции были очень веские причины, из-за чего она точила зубы, на Алжир.

Как Франция ни помогала Мавритании, но не в коня корм оказался. Пришлось галльским петушкам организовать очередной переворот в Мавритании, а уж новый диктатор якобы потерял интерес к Западной Сахаре и отвёл свои войска из региона. Было это в 1979 году. Война с партизанами в Западной Сахаре была совсем не популярна среди населения Мавритании, так как там проживали многие родственные им племена берберов. Вот такой краткий экскурс по Мавритании, и её соседям “арабам”.

Во как у них всё запутанно и переплетено! Ну что поделаешь, тяжёлое наследство прошлого, арабского нашествия и просвещённого колониализма. Но мы ещё вернёмся к Мавритании, но в самом конце саги о Северной Африке!

Наш путь лежит через пески Сахары к горным вершинам Атласа.

В Марокко!

Комментарии

Андрей Никологорский
Надо им передать, чтобы они там поаккуратнее были в Марокко - там наши мандарины растут.

Влад Нет
Мдя-я...Такому в школе не учат и по тиви не покажут. Спасибо Альберт, за такой качественный анализ (впрочем как и всегда). С нетерпением жду скорейшего продолжения.

Источник


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.