Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мир

«Ынха-3»: разбор полета

Источник: "Столетие"

Запущенная Северной Кореей баллистическая ракета «Млечный путь» упала в море

По данным японских и южнокорейских военных, полет продолжался всего минуту, обломки развалившейся на несколько частей ракеты упали примерно в 200 километрах от города Кунсан на западном побережье Южной Кореи.

Космические планы КНДР и подготовка к старту ракеты-носителя стали темой нервозных комментариев и заявлений политических лидеров различных стран мира.

Почему же запуск северокорейцами космического ракетоносителя стал новостью номер один? Одна из главных причин - позиция США, категорически не приемлющих освоения космоса «недружественными странами». Так было с Ираком, который в конце 1989-го утверждал, что смог вывести спутник на орбиту – прошел год, и началась «Буря в пустыне». Фактически - агрессия Запада против Багдада, после чего Саддаму Хусейну стало уже не до космических запусков. Всякий раз, когда КНДР объявляет о достижениях в космической отрасли, в Вашингтоне еще громче принимаются их отрицать. Так было в 1998 и 2009 годах. И каждый раз Соединенные Штаты начинают грозить КНДР все новыми бедами.

Сегодня Вашингтон заявляет, что, если в Пхеньяне не «одумаются», то американцы дезавуируют свои договоренности о поставке 240 тысяч тонн продовольственной помощи.

Однако, как говорится, палка о двух концах: северокорейцы намекают, что могут в этом случае возобновить программу обогащения урана. А, если прессинг не ослабнет, то и решиться на очередное ядерное испытание. Резон в этих словах есть: действующие в отношении КНДР санкции настолько жесткие, что дальше «завинчивать» просто некуда – не воевать же, в конце концов, с Пхеньяном.

Позиция США ясна. Им очень не хочется, чтобы кто-то, даже пусть чисто теоретически, получил все преимущества от выхода в космос. Здесь – и многократно возрастающие возможности разведки, связи, метеорологии, и прибыльное занятие по выведению чужих спутников на орбиту. Поэтому, если подобных успехов добиваются американские союзники, такие, как Израиль, или хотя бы «попутчики», вроде Индии, Вашингтон делает вид, будто ничего не происходит. Еще более странной выглядит позиция России. Например, в 1998-м наши военные объявили было о том, что нашли северокорейский объект на орбите - но затем отказались от своих слов. В 2009-м, напомню, в первые часы после запуска мы реагировали на события спокойно, а затем вдруг начали осуждать и негодовать.

При этом никаких международно-правовых инструментов, запрещающих какому-либо государству заниматься ракетно-космической деятельностью, просто не существует.

Специалисты не без сарказма отмечают, что резолюция Совета Безопасности ООН 1874, запрещающая КНДР пуски с использованием с использованием баллистических технологий, представляет собой нелепость – и не только с международно-правовой точки зрения. Если исполнять буквально все ее положения, то мы не сможем ничего сказать в случае, когда КНДР произведет запуск крылатой ракеты большой дальности – уж там-то баллистические технологии точно не применяются.

Продвижение же Пхеньяна на этом участке для Вашингтона имеет еще один неприятный аспект: падает авторитет их близкого союзника, Сеула. Ведь Южная Корея, несмотря на мощную международную поддержку, налаженное технологическое сотрудничество – первая ступень южнокорейской ракеты создавалась у нас в НПО имени М.В. Хруничева - так и не смогла «застолбить» космос, попытки запуска окончились неудачно. «Активничать» американцев заставляет также Израиль. В Тель-Авиве опасаются, что северокорейцы могут поделиться ракетными технологиями с сирийцами. Если это произойдет, то Израиль уже не сможет действовать безнаказанно.

Масла в огонь добавляет Сеул. Он не только раздувает вселенскую истерию, обращаясь ко всем и вся со слезными просьбами «наказать Пхеньян», но и задействует большую часть своего флота и разведки для получения максимума информации о северокорейском изделии.

Один малоизвестный факт: подразделению морского спецназа, так называемому «подводному диверсионному отряду», заранее поручили отыскать первую ступень «Ынха-3». Как предполагалось, она должна была упасть в Желтом море, недалеко от крохотного южнокорейского острова.

Простой вопрос: если северокорейские технологии такие древние и несовершенные, какими их пытаются представить на Западе - да и часть наших специалистов говорит о том же - то стоит ли рисковать своими лучшими спецназовцами, отдавая столь сложный для выполнения приказ? На этом в Сеуле не успокоились. В том же Желтом море был развернут отряд кораблей новейших кораблей флота, оснащенных системой противоракетной обороны «Иджис». В их задачу входил перехват «Ынха-3». Впрочем, специалисты по большей части утверждали, что возможностей хваленого американского оружия для того, чтобы сбить северокорейскую ракету, явно не хватит. Переполох нарастал. Выяснилось, что северокорейские подводные лодки, высланные для противодействия армаде южан, обманув сеть наблюдения, «потерялись» - это о возможностях хваленого флота Сеула.

В общем, запуск ракеты стал крайне неприятной новостью для Южной Кореи. Как признают в Сеуле, стране не под силу самостоятельно изготовить даже стартовый комплекс – в этом помощь оказывали российские специалисты. Более того, южнокорейские ракеты никогда не поднимались выше ста километров. «Северная Корея запустила спутник на орбиту раньше, чем компания «Самсунг» запустила в продажу смартфон «Гэлэкси Эс-3» - с сарказмом замечают они. Что ж, почувствуйте разницу в выбранном вами пути развития...

Конечно, часть жителей Южной Кореи осуждает запуск ракеты: мол, как вообще эти нищие «красные» смеют такое делать. Раздаются и закамуфлированные призывы к походу на Север – необходимо, мол, поскорее объединяться, чтобы овладеть ракетными технологиями Пхеньяна. Призывы донельзя наивные, ведь Вашингтон уж точно не допустит попадания ракетно-космических технологий даже в руки своих ближайших союзников.

А вот странности в поведении Токио переходят все мыслимые пределы. Вначале там заявляли о готовности даже сбить северокорейскую ракету - если траектория ее полета вдруг пройдет над Страной восходящего солнца.

Затем японцы разместили три из четырех своих эсминцев все той же системы «Иджис» в Восточно-Китайском и Филиппинском морях, где ожидалось падение северокорейской ракеты, а также в Японском – на всякий случай. Министр обороны Наоки Танака публично заявил, что отдал приказ сбивать северокорейскую ракету. Ранее он же разместил несколько батарей зенитных ракет «Пэтриот» новейших модификаций близ Токио – хотя Пхеньян объяснял, что запуск будет произведен в юго-восточном направлении. Но и этого показалось мало. Премьер-министр Ёсихико Нода вдруг заявил, что одного из главных праздников – Дня любования сакурой - в этот раз не будет, вдруг на жителей страны свалится та самая ракета. Но дисциплинированные поданные императора, тем не менее, дружно отправились лицезреть деревья вишни, осыпанные белыми душистыми цветками.

А что же северокорейцы? Для них запуск стал одним из достижений в честь столетия со дня рождения Ким Ир Сена – 15 апреля. В КНДР принято приурочивать их специально к таким событиям.

В начале апреля была например, введена в строй крупная по меркам КНДР электростанция. Вводятся в строй кварталы благоустроенных многоэтажных жилых домов в столице страны, строятся культурно-бытовые объекты. Один из самых примечательных – океанариум в сухопутном Пхеньяне, морская вода в который подается за несколько десятков километров по трубопроводу. Не отстают и северокорейские военные. В марте, судя по всему, в ответ на военные игрища американцев и южнокорейцев «Фоул игл», в стране были проведены, пожалуй, самые масштабные за всю историю КНДР военные учения. В них были задействованы все рода войск, за ходом маневров наблюдал лично Ким Чен Ын.

Однако все это - успехи, которые заметны лишь в самой стране, чтобы заявить о себе миру, необходимо резонансное событие. Им и должен был стать вывод спутника на орбиту. Конечно, с точки зрения космической науки сюрприз не самый великий, трехступенчатую ракету «Ынха-3» можно отнести лишь к легкому классу. Две первые ступени носителя работают на жидком топливе, третья – твердотопливная. Вес полезной нагрузки, спутника, не превышает сотню килограммов. В его функции входили, по официальным данным, разведка полезных ископаемых и уточнение прогнозов погоды. Одним словом, речь шла о подобии одного из первых советских спутников. Если не принимать в расчет его неплохой электроники, а так же того, что он должен получать электричество от солнечных батарей. При этом спутник «Кванменсон-3» - «Сияющая звезда-3» - должен был передавать из космоса песни о Ким Ир Сене и Ким Чен Ире. Приведу несколько строк одной из них: «В горных отрогах Пэкту чудный край исток берет, хор ликованья над ним в честь Полководца плывет. Наш народный лидер несет Свет Вождя и в этот мир. Ура, ура, Полководец Ким Чен Ир!».

КНДР демонстрирует беспрецедентную открытость, чтобы убедить всех в мирном характере нынешнего запуска. На космодром пригласили большую группу журналистов со всего света, обеспечив им самые комфортабельные условия.

К примеру, на космодром Тончханри их доставили на бывшем личном поезде Ким Чен Ира. «Ынха-3» очень похожа на иранские космические ракеты – даже по внешним очертаниям она сильно напоминает последнюю их версию под названием «Симорг» - «Феникс», в которой Запад также усмотрел очередную угрозу миру и предлог для развертывания системы ПРО. Северокорейское изделие лишь несколько крупнее. Все это говорит о налаженной технической кооперации между Пхеньяном и Тегераном - несмотря на репрессии международного сообщества.

Теперь - главное. Говорить о том, что «Ынха-3» могла быть использована в военных целях, а потому представляла собой угрозу соседним с КНДР государствам, просто нелепо. И даже для того, чтобы поразить цели на территории США, Пхеньяну хватило бы ракеты с более скромными характеристиками. Невоенный характер запуска признавали и независимые западные эксперты, не говоря уже о северокорейцах: боевую ракету на открытой позиции не выставляют. При этом о возможной военной составляющей неудавшегося запуска не твердил только ленивый. В самом деле, зачем отрицать, что данные видеосъемки со спутника могут использоваться военными для уточнения данных о вполне вероятных противниках – Южной Корее и Японии. Однако этой «невинной шалости» предаются все государства, имеющие космические аппараты. Например, те же США, помимо всем известного космического телескопа «Хаббл», располагают целой группировкой его военных аналогов под названием «Кихоул» - «Замочная скважина». Через одну из «скважин» денно и нощно наблюдают за Северной Кореей.

Политический навар – даже от неудавшегося запуска «Ынха-3» - получил Вашингтон: неприятие космической программы Пхеньяна очень сблизило Сеул и Токио.

Американцы давно пытаются сколотить из этих двух стран – с возможным присоединением Тайваня в качестве «третьего» - некое подобие военного блока для противостояния Китаю. Теперь японские и южнокорейские военные, по воле политиков, вынуждены будут пойти на более тесные формы сотрудничества.

Сегодня, 13 апреля, Совет Безопасности ООН должен собраться на экстренное заседание для обсуждения ситуации с запуском ракеты. Полагаю, реакция будет предсказуемой. Россия уже «определилась», наш МИД осудил запуск «Ынха-3». При этом совершенно очевидно, что никакие санкции и никакие угрозы не остановят космических планов Пхеньяна. Может быть, нам следует воздержаться? Как от огульного осуждения Северной Кореи, так и от безусловного восторга, которому подвержена часть нашего политического истеблишмента на левом фланге.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.