Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Украина

Клятва Гиппократа и бездушная медицина

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости… Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство…

 

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного… Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Это выдержка из так называемой клятвы Гиппократа, нравственного кодекса врача, которому пациент вручает свою здоровье, а зачастую и жизнь. Клятва родилась тысячи лет назад, но впервые была записана Гиппократом, благодаря чему и дошла до нашего времени под его именем. В советское время клятва трансформировалась в присягу советского врача. Выпускники Донецкого медицинского института вспоминают, что ее текст долгое время висел в морфологическом корпусе, а молодые врачи вместе с дипломом получали на руки буклет с текстом присяги, дабы не забывали сути своей профессии.

Перестройка упразднила все клятвы и присяги. И если врачи старшего поколения еще помнят о том, что они клялись «честно исполнять свой врачебный долг, быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному», то с молодых спрашивать нечего – они присягой не связаны. Впрочем, не в одной присяге дело.

Население Украины катастрофически сокращается. Виной тому не только экономическая ситуация, отъезд ее граждан в поисках лучшей доли или нежелание рожать детей. Не последняя в ряду причин - коммерциализация медицины. Вы видели, как из аптек уходят люди, только заслышав цену на лекарство? Кто из нас не знаком со случаями, когда человек отказывается от операции, потому что нечем за нее заплатить? Кто из больных не сталкивался с предложением медработников купить очередной импортный препарат, от продажи которого врач получает свой процент? Моего мужа с дикой головной болью невропатолог направил через весь город за «очень хорошим, но дорогим препаратом», который на поверку оказался банальной биодобавкой. А в следующий раз тот же врач предложил написать в газете хвалебную статью о нем самом.

Цинизм худших представителей от медицины, выжимающих деньги и другие блага из человеческих страданий, по-моему, стоит на одном уровне с цинизмом могильщиков, выжимающих деньги из безутешных родственников покойного. А между тем на медицину, которая де-юре является для Украины еще бесплатной, налогоплательщики «отстегивают» свои кровные денежки.

Мы не будем сейчас исследовать политико-экономические причины этого явления только по одной причине: медицина это особая отрасль и все связавшие себя с ней должны быть как минимум милосердны.

 

Это ваши проблемы!

 

О том, как это бывает в действительности, рассказали два подростка, обратившиеся недавно в редакцию.

Играя в футбол, Дима Д. упал на стекло и сильно порезал руку. Рану обработали, забинтовали, но кровь продолжала идти. Его ровесница, соседская девочка Катя, невольно ставшая свидетелем и сестрой милосердия, настаивала на том, что надо ехать в больницу. Дима ехать не хотел: родителей у мальчика нет, живет он с тетей на другом конце города, а в этот день приехал навестить деда. Нежелание парня объяснялось просто – отсутствием денег. Но Катя, добрая душа, взяв у родителей 50 грн., все-таки потащила мальчика в больницу.

- Родители знают, что ты здесь? – спросил у парня принимавший в тот день врач П.

- У меня нет родителей.

- Куда ты их дел? – на этот бестактный вопрос Дима ничего не ответил.

Осмотрев рану так, что взрослый парень заорал на всю больницу, и из раны снова обильно потекла кровь, доктор направил его на рентген. Снимок показал, что кость, к счастью, не задета.

- Надо шить, - решил П. и добавил, что для этого Дима должен принести лидокаин и 55 грн.

Ребята растерялись. «Дима хотел уехать, - рассказывает Катя, - но пока он ждал меня на улице, я пошла к врачу и сказала, что у нас осталось всего 30 грн., время вечернее, а нам надо еще добираться домой, что у парня нет родителей, мол, войдите в положение, ведь рана немаленькая и постоянно течет кровь. Но врач сказал, что это не его проблемы, чтобы я не задерживала очередь, и, сделав «отмороженный» вид, продолжал что-то писать.

Я вышла из кабинета ошеломленная. Кого и за что берут в мединститут и кто потом дает клятву Гиппократа и «лечит» людей? Где же гуманное и просто человеческое отношение «врача»-мужчины к парню-сироте, еще несовершеннолетнему?

Я позвонила домой и привела в шок своим рассказом домашних. Посоветовавшись с мамой, я все-таки решила, что надо остаться, снова вернулась в кабинет, но на мое появление врач никак не отреагировал. Снова пришлось уйти и начать поиски другого врача, который смог бы оказать Диме помощь. К счастью, мы его нашли. Это был заступивший на смену в 19:00 дежурный врач.

Извинившись, он попросил нас немного подождать, потому что «скорая» привезла «тяжелого» мужчину, которому нужно срочно оказать помощь. Потом зашил Диме рану и угостил конфетами. Уже было 10 часов вечера, в общей сложности мы провели в больнице пять часов! Когда я положила ему на стол 20 грн., он посмотрел на меня с недоумением. «Отправляйтесь домой, - сказал он на прощание и, обращаясь к Диме, добавил, - а ты поскорее поправляйся». Оказывается, чудеса бывают и в мире есть еще добрые люди!»

 

Статья УК

 

Наверное, хорошим предостережением вымогателям должна стать информация, пришедшая недавно из Запорожья, где возбуждено уголовное дело по факту нарушения врачами права на бесплатную медицинскую помощь.

Как сообщает УНИАН, ссылаясь на пресс-службу прокуратуры Запорожской области, поводом для возбуждения этого уголовного дела стало выявление сотрудниками прокуратуры "фактов незаконного получения медиками платы за предоставление услуг ультразвукового обследования, которые де-факто являлись бесплатными".

Ст. 184 Уголовного кодекса Украины "Нарушение права на бесплатную медицинскую помощь", которая предусматривает наказание в виде ареста на срок до шести месяцев или штрафа на сумму до ста необлагаемых минимумов доходов граждан, квалифицирует действия медработников как преступление.

А сколько предусматривает статья за неоказание помощи пострадавшему, как, например в случае с Димой?

 

Купите страховку!

 

Буквально через два дня после обращения ребят в редакцию я сама оказалась в травмпункте, куда привезла упавшего с лестницы ребенка. Нет, нам не отказали в помощи. Только, «не отходя от кассы», предложили за 150 гривен купить страховку. Порывшись в карманах, я наскребла лишь 50 гривен, о чем и сказала врачу. «Хорошо, - ответил он мне, - мы окажем помощь вашему ребенку без страховки, а 50 гривен отдайте девочкам на материалы».

В областной детской стоматологии, куда нам пришлось идти на следующий день, с нас ничего не требовали. Наоборот, послали снова в травмпункт на рентген, чтобы исключить диагноз «перелом челюсти». Там был уже другой врач. Ребенка сняли анфас и в профиль. Врач сделал свое заключение, а в детской стоматологии вокруг пострадавшего собрали консилиум, пригласив для верности специалиста с кафедры детской стоматологии.

 

Больничный только дэржмовою!

 

Следующий случай не относится к разряду рассказов о врачах-вымогателях, но задевает своим преступным безразличием людей, попавших в руки страшной болезни.

Маленькая одесситка Диана М. живет с мамой, дедушкой и бабушкой. Папы у нее нет. Зато есть страшная болезнь - рак, по-научному – нейробластома. Год назад этот диагноз потряс близких малышки, которые бросились искать спасительный выход. Ведь несмотря на то, что государство декларирует заботу о детях-инвалидах, надежды на него мало. Специализированные больницы Украины не только не делают обследований, необходимых при некоторых формах рака, но и не практикуют операции по пересадке костного мозга, хотя при ряде заболеваний это является единственным шансом на выживание ребенка. Поэтому ценой невероятных усилий родственники собирают деньги и везут детей в Минск, Москву, Питер, Германию. Лечение, переезды, покупка лекарств стоят огромных средств. Рак пожирает как здоровье больного малыша, так и финансовые ресурсы его семьи. Благодаря общественным фондам и волонтерам, для Дианы были собраны деньги на обследование и трансплантацию костного мозга. Все прошло успешно, и на целый год семья забыла о болезни.

Но через год болезнь вернулась. Казалось, что это уже все. Однако и в этот раз у Дианы появился шанс – врачи из Санкт-Петербурга увидели возможность еще раз провести химиотерапию и повторную трансплантацию костного мозга. Лечение стоило 60 тыс. долларов. И снова родственники, волонтеры, добрые люди стали собирать деньги. И снова бабушка с мамой повезли Диану в Россию. Сейчас она проходит лечение. Ну а дедушка занят не менее «нужным» делом – он бегает по инстанциям, переводчикам и нотариусам, чтобы легализовать выданный в Питере больничный лист.

Власти, поставившей на Украине русский язык вне закона, наплевать на жизнь маленькой одесситки. Государство не может ее вылечить, дать шанс на спасение, отправив на лечение в Россию. Но ему непременно нужно создать массу препятствий, чтобы вытянуть у обездоленной семьи деньги на какие-то виртуальные нужды.

Авторам этой ситуации место на скамье подсудимых. Рядом с теми врачами, которые, глядя на высокопоставленных «воров в законе», облагают данью больных и немощных, пришедших к ним с последней надеждой.

Людмила ГОРДЕЕВА


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.