Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Украина

"Подводные камни" киевских детективов

Источник: "Сегодня"
Шутка от детектива. Совет замужней женщине: «Если вы стали замечать, что муж начинает следить за собой — самое время проследить за вашим мужем»

Сыщики часто находятся на грани закона и распутывают те дела, которые люди не доверяют милиции

Всемирно известные персонажи Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, доктор Ватсон гениев детективного жанра — Агаты Кристи, Конан Дойля и других мастеров слова — не канули в Лету, трансформировавшись лишь в узнаваемые лица кино- и телегероев. Под другими фамилиями, а порой и псевдонимами они продолжают жить и работать в иной эпохе, среди нас, так же старательно, как их прототипы, только с поправкой на стремительный XXI век, расследуя преступления, происшествия и банальные семейные измены...

Официально в Украине закон о детективной деятельности не принят. Соответствующий законопроект больше десятка лет набирается штабного сока в недрах Верховной Рады. Тем не менее частные сыскные структуры существуют и, вопреки правовому вакууму, успешно функционируют на рынке негосударственных охранных услуг.

«Наша деятельность востребована, но в рекламе не нуждается, — рассказывает «Сегодня» Вениамин К., в недавнем прошлом сотрудник силовых структур, а сейчас — столичный частный детектив из консалтинговой фирмы N. — Мы никому не навязываем свои услуги и не предлагаем себя. Действует принцип «Из рук в руки». То есть кто-то, однажды обратившись к нам по какому-то поводу (например, попросив проверить благонадежность фирмы, с которой собирался совершить сделку, разыскать без вести пропавшего человека, понаблюдать за кем-то) и убедившись, что с нами можно иметь дело, рекомендовал другу, у которого возникли свои проблемы, а тот — знакомому, и так — по цепочке, по эстафете».

ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ. Чем занимаются детективы? Распутывают ситуации, когда люди по каким-то причинам не хотят или не могут обращаться в правоохранительные органы (к примеру, не доверяют им, подозревают в крышевании преступников, боятся огласки). Собирают информацию, скажем, касающуюся какого-то предприятия, компании, их руководителей, сотрудников. Есть бытовые, как их называют, задачи — последить за неверным супругом или супругой, изучить образ жизни детей, кого-то из близких родственников...

Вениамин говорит, что многое из того, чем доводится заниматься, находится как бы на грани, а порой и за гранью закона, поэтому приходится ходить по лезвию бритвы.

«Нам нельзя применять оперативно-розыскные методы: наружное наблюдение, несанкционированную фото-, видеофиксацию, прослушку каналов связи, — говорит он. — Стараемся таким не заниматься. Если узнают — минимум лишат лицензии. К тому же за такие дела полагается уголовная статья, и не одна. Кроме незаконного использования технических средств, могут инкриминировать еще и вмешательство в частную жизнь. Посадить не посадят, но нервы потреплют, плюс накажут материально, и придется откупаться. Да еще и удар по репутации. Надо разумно балансировать».

РАЗВЕДКА БОЕМ. Поступает, допустим, заказ от некой фирмы, которую интересует фирма-конкурент. Официальных данных о ее деятельности, размещенной на сайте, взятой из открытых источников — справочников, массмедиа, заказчикам недостаточно, их интересует то, что скрыто от чужих глаз — теневой оборот, черный нал, серая зарплата... Задача детектива — добыть эти сведения, проверить их достоверность и в оговоренные сроки предоставить потребителю. Наивно предполагать, что это занятие легче легкого. Никто не станет делиться с посторонним служебными секретами, рискуя карьерой, благополучием, открывать кому-то душу, даже за вознаграждение, если такое и предложат.

«Тут уже немало зависит от психологической подготовки детектива, его умения находить контакт с незнакомыми людьми, не теряться, находить оптимальные решения, — продолжает Вениамин. — Прежде чем прийти в фирму, он придумает и отработает правдоподобную легенду, которая не вызовет подозрений и поможет выполнить задание».

Например, сотрудник может выступить в роли потенциального делового партнера этой фирмы — менеджера, которому поручено наладить сотрудничество. И в ходе встреч, бесед, задавая какие-то вопросы, уточняя детали, но так, чтобы не насторожить хозяев, складывать, словно из пазлов, целостную картинку, получать искомую информацию, которая потом обретет окончательную форму в виде объемной аналитической справки-отчета для заказчика».

Не лишним в этом общении будут и мимолетные, казалось бы, случайные контакты — с помощником руководителя фирмы, секретаршей, которой адресован комплимент, небольшой презент, охранником у входа, с которым можно переброситься парой-тройкой фраз. Очень информированные сотрудники в любом офисе — уборщицы. Действуя тонко, грамотно, часто за небольшое вознаграждение, через них тоже можно получить ценные сведения, узнав немало интересных подробностей (читайте материал «Про тетю Клаву и «жучки»)...

Важны и иные детали, не ускользающие от внимания опытного детектива. Как одет персонал, какой стиль взаимоотношений между руководством и подчиненными, какая обстановка внутри офиса, каков уровень пожарно-охранной сигнализации, какие марки служебных автомобилей, их номера...

В ход, если понадобится, идут и другие приемы. Кто-то играет под простачка, заявляя с порога: «Здравствуйте, хочу попробовать свои силы в вашей уважаемой компании, с кем можно переговорить...». Но и предъявив заранее припасенное резюме, необходимо быть готовым к встречным вопросам: «А что вы умеете? Что заканчивали? Где работали или работаете сейчас?» «Почему хотите оттуда уйти?» К каждому из них надо быть готовым — заминка, пауза, растерянность неизбежно сыграют против визитера, просто не понравятся работодателю.

В ШКУРЕ ЖУРНАЛИСТА. «Разведчик» может явиться в фирму, которая интересует заказчика, и как представитель какого-то периодического либо — еще лучше — интернет-издания. Перед журналистом, как правило, быстрее раскроются, расскажут об успехах и проблемах. Но и здесь, безусловно, нужна тщательная подготовка, иначе разоблачение неминуемо. «Какое СМИ вы представляете? На какой тематике специализируетесь? Кто нас рекомендовал? Что вам известно о компании?» — любой из этих вопросов не должен застать детектива врасплох.

«Известен досадный случай, когда наш молодой коллега спалился на невинном уточнении, как зовут его главного редактора, — вспоминает Вениамин. — Фамилию и имя парень назвал правильно, но отчеством ошибся. А директор фирмы был с главредом знаком. И не поленился навести о госте справки. Редактор был очень удивлен звонку и заявил, что такого сотрудника у него нет... Это брак в работе детектива. Задание он провалил. А вообще чем-то наша работа схожа с репортерской. Только у вас больше возможностей проводить те же журналистские расследования, собирать информацию о героях своих публикаций. Газетчиков защищают законы о прессе, об информации, доступе к публичной информации. У частных детективов такой мощной базы, к сожалению, нет. Но ничего, когда-нибудь и на нашей улице будет праздник...».

ШЕКСПИР ОТДЫХАЕТ. Перед тем, как приступить к выполнению задания, с заказчиком заключается контракт. В нем указывают все — суть задач, объем, сроки, оплата услуг, обоюдная ответственность, форс-мажор. Особо оговаривается конфиденциальность — в ней заинтересованы обе стороны, исполнитель и потребитель. «Нередко поступают специфические заказы, — признается Вениамин. — Между собой называем их бытовухой. Предположим, бизнесмен подозревает молодую жену в измене. Сам он человек занятой, супруга к нему заметно охладела. В общем, хочет муж за ней проследить — где и с кем бывает в его отсутствие, что делает в саунах, массажных салонах... Мы таких спецзаказов не любим — рыться в грязном белье не очень приятно. Да и что изменится, если обманутый супруг получит видео- или аудиоподтверждения измены? Их ведь даже суд не примет к рассмотрению — добыты незаконным путем, следовательно, доказательствами быть не могут... Но заказчик просит и платит, и отказываться вроде как не с руки... Бывало, такие семейные сцены потом разыгрывались — Шекспир отдыхает... Но мы о своих клиентах не имеем права ничего рассказывать, поэтому, извините, подробностей не будет».

ШУТКА ОТ ДЕТЕКТИВА. Совет замужней женщине: «Если вы стали замечать, что муж начинает следить за собой — самое время проследить за вашим мужем».

Как выглядит и сколько зарабатывает "Шерлок Холмс" на Украине

Детектив имеет среднестатическую внешность и получает от 1 до 5 тысяч долларов

Золотое правило детектива — умение держать язык за зубами

«Сегодня» выяснила, сколько зарабатывают детективы в Украине, как конспирируются и почему не все наращивают бицепсы.

ПРОФИ МОГУТ ПОЛУЧАТЬ $5 ТЫС. В МЕСЯЦ. Вопросы о зарплате детективы пресекают на корню, относя ответы к конфиденциальным, корпоративным сведениям: все, мол, очень индивидуально, и уравниловки нет. У кого-то за плечами многолетний опыт, работа в оперативных подразделениях СБУ, МВД, ГНА, а кто-то — желторотый новичок, только осваивающий основы сыска.

«То, что гребем деньги лопатой, — преувеличение, но порядок цифр — от $1000 в месяц и выше, — рассказывает «Сегодня» Вениамин К., в недавнем прошлом сотрудник силовых структур, а сейчас — столичный частный детектив из консалтинговой фирмы N. — Есть уникальные ребята, которые получают и до $4—5 тысяч. Мы их очень ценим, и делаем все, чтобы не перекупили конкуренты. За отдельные, особо сложные задания положены премиальные, иногда в полтора-два раза превышающие зарплату. Если поступает заказ на загранкомандировку (например, жена бизнесмена желает знать, как ему без нее отдыхается где-то на Канарах-Мальдивах) — все расходы на поездку, включая авиабилеты в оба конца, проживание, суточные, представительские, закладываются в контракт. Обязательное условие — страховка. Несчастный случай, травма при исполнении — от $10 тыс. Гибель — семье выплатят от $50 тыс. Хотя такая система не во всех частных агентствах. Иногда ребята просто сбрасываются сами».

Впрочем, есть страны, где детективная деятельность запрещена законом, и эти нюансы с клиентом оговариваются заранее — чтобы уже на месте не возникло проблем с местными правоохранительными органами.

ИНТЕЛЛЕКТ, МОЛЧАНИЕ, НЕПРИМЕТНАЯ ВНЕШНОСТЬ. Для детектива, чья работа, в основном, спрятана от любопытных взглядов, крепкое телосложение, сильные бицепсы, умение метко стрелять и быстро бегать вовсе не обязательны. Здесь в цене другое — интеллект, умение правильно анализировать, быстро оценивать ситуацию, находчивость, цепкий ум, память...

Еще одно золотое правило — умение держать язык за зубами. Детективу в силу профессии многое становится известным, но чрезмерная разговорчивость ему явно противопоказана. Она пойдет только во вред делу, которому служит, да и заказчику тоже. «Хороший, толковый важняк, но очень уж болтлив и в рюмку заглядывает», — с такой характеристикой в детективное бюро не взяли ушедшего в отставку следователя по особо важным делам прокуратуры.

Детектив, как и оперативник (среди современных Шерлок Холмсов немало бывших сыщиков и следователей), должен обладать неброской, ничем не примечательной внешностью. Не привлекать ничье внимание и мгновенно растворятся в толпе. У него по определению не может быть родимых пятен на лице, шрамов, других дефектов. Он не очень высок и не низок — рост обычно средний, нормального телосложения. Путь к детективной деятельности наличие изъянов, конечно, не закроет, но для работы «в поле», то есть для практических заданий, такой сотрудник не годится. Его удел — штабные функции, аналитика, «мозговые штурмы и атаки».

ПРО ТЕТЮ КЛАВУ И «ЖУЧКИ». Детектив Виталий С. из другого частного киевского бюро, рассказал нам, что нередко самую ценную информацию о чем-то и ком-то ему удавалось заполучить исключительно благодаря общению с персоналом, особенно низшего звена — водителями, охранниками, уборщицами.

«Руководители крупных компаний дотошно проверяют своих менеджеров на полиграфе — детекторе лжи, подвергают тестированиям, перекрестным опросам, а служебная информация может утекать из офиса отнюдь не через них, — отмечает Виталий. — В одной фирме, где «протекала крыша» (то есть, шпионил кто-то из своих) почти полностью заменили кадровый состав, прогнали сотрудников через детектор, и ничего не помогло. Отчаявшись, обратились к нам. А мы решили проследить за скромной уборщицей тетей Клавой. Скрытно установили несколько видеокамер. И буквально на второй же день засекли, как эта старательная труженица пылесоса и швабры меняет... батарейки в подслушивающем устройстве, установленном на рабочем столе директора. То есть все, о чем говорилось в его кабинете, становилось достоянием конкурентов».

Будучи разоблаченной, тетя Клава расплакалась и сказала, что ее зарплата очень маленькая, а жизнь нынче дорогая. Однажды, когда она возвращалась домой, к ней подошел незнакомый мужчина и предложил каждый месяц еще столько же — за то, чтобы она незаметно взяла со стола шефа небольшую сувенирную статуэтку и потом вернула место... А через некоторое время научил, как в этой статуэтке, куда было вмонтировано миниатюрное подслушивающее устройство, менять батарейки... «Я отказывалась, — всхлипывала уборщица, — но мужчина пригрозил, что заявит в милицию, и меня посадят.

В итоге ее не посадили, пожалев, но все-таки уволили. А для руководства этот случай стал уроком. Виталий по секрету признался, что в своей детективной практике ему тоже приходилось пользоваться услугами разных тетей Клав, и небезуспешно...


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.