Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Украина

Артём Литовченко. Укро-Евро, или очередной привет плебсу

В споры о Евро-2012 вмешиваться не стоит. Ни в собственно футбольные, ни в «экономические», ни в «политические». Бессмысленно. То, что абсолютное большинство спорщиков считает своими «позициями», на деле является сугубо иррациональными предубеждениями. А если и нет, то спорщики предпочитают создавать соответствующую иллюзию.

Да и потом, неблагодарное это дело – спорить о неоднозначных вещах. Ибо люди, которые демонстрируют поросячий восторг по поводу Евро-2012 («какой престиж!», «это прорыв!», «даёшь!», «да это же супер-супер-супер!»), столь же неправы, как и стремящиеся представить проведение турнира чуть ли не апокалипсическим событием.

Потому, что Евро-2012 ничего в стране не изменило. Не ухудшило. Не улучшило.

По порядку.

Спорт. Сугубо футбольный аспект рассматривать не берусь, ибо, хотя и люблю (в разумных пределах) футбол с детства, но понимаю, что при всей массовости футбольного «боления» даже такой чемпионат значим для достаточно узкого сегмента населения. Уж простите, но болеть за плохо играющую команду не есть правильно даже по случаю Евро. То есть, всё по-прежнему. Блохин как вызывал уважение (пусть и меньшее – а нечего было соглашаться тренировать чёрт знает кого за чёрт знает какой срок), так и вызывает. В сборной как была пара-тройка приличных людей, так и осталась. От Милевского, Алиева и Хачериди как тошнило, так и тошнит… Ничего не изменилось.

Экономика. Разговоры о «невиданном инвестиционном прорыве» вызывают если не раздражение, то скуку. Оно и не могло быть прорывом, это Евро. Как и любой другой чемпионат. Даже мира. Крайне редко (как, например, у россиян с чемпионатом по хоккею), когда уже заранее есть вся инфраструктура, и работа остаётся сугубо организационной, подобные чемпионаты действительно способны дать эффект хотя бы представительский (привлечь дальнейшие инвестиции и так далее). В случаях же, когда за них берутся страны отсталые или ущербные, единственное, что из подобных мероприятий извлекается, - лишь дополнительный ущерб и усиление отсталости. Всем оптимистам рекомендуется посмотреть на результаты аналогичных «прорывов» в Греции и Португалии – может, хоть тогда до них дойдёт, что термин «прорыв» всё-таки уместен в разговоре о канализации.

О «представительском» эффекте в случае Украины говорить не приходится. Таковой эффект будет возможен разве что в случае публичного расстрела Тимошенко с Януковичем – ну, и ещё с десятка «лидеров» за компанию. Для представительского эффекта Украине нужно проводить сражения между представителями власти и оппозиции на детекторе лжи. Кто больше о себе грязной правды расскажет. Международное первенство по борьбе с коррупцией в этом случае будет обеспечено. И вообще, после того, как названия станций и объявления в метро перевели в Гугле, «представительский» эффект может быть только один. Когда на одной и той же станции метро видишь рядом две надписи «Militia of undeground» и «Entrance to the metro» (именно так), то смешно до умопомрачения. А как услышишь вот это вот «некст стэйша» и «трэйн ыз кАмин, плыз…», так сразу возникает ощущение, что рядом НФ-порнографию озвучивают, потому что поезд на озвученное действие в принципе не способен.

Однако вряд ли экономический эффект Евро можно считать значимым ухудшением. Ибо по сравнению с угробленной промышленностью парочка убыточных стадионов и с десяток гостиниц ничего не значат. Тем более, что гостиницы в основном строились частниками (а уж их убытки меня волнуют меньше всего, нечего было цены взвинчивать, жлобьё кукурузное); иные объекты – смешанным финансированием, а, значит, ничего сверхъестественного не произошло, кроме банального отмывания денег. А что, если бы не Евро, не на чем было бы деньги отмыть? Пфф… Тем более, что вопль «сколько они на этом украли!» не имеет специфической ценности, он универсален. Они в любом случае «сколько украли!». Только в обычных ситуациях они воруют и всё, а тут воровали и нет-нет, да и сделали какую-нибудь дорожку или фонтанчик.

Опять же нужно иметь в виду, что разные принимающие города по-разному завершат приём. Тот же Харьков, как ни крути, в значительной степени преобразился. И, конечно, всегда можно завопить «кому нужны эти фонтаны!», но нужны. С фонтанами лучше, чем без. Формально – это эффект Евро, как и дороги (контраргумент «не всё ж заасфальтировали!» настолько идиотичен, что даже обсуждать не берусь), как и парки etc.

Появится вопрос: так чего ж тогда не признать Евро-2012 полезным экономическим проектом? Ведь дороги, фонтаны и так далее. Всё просто: как бы ни было приятно наблюдать внешнее преображение города (притом, что есть у меня данные о существенно меньших успехах других принимающих городов), есть одно «но». Не маленькое. Даже если отрешиться от вполне вероятной предстоящей расплаты за всю эту «внешность», всё-таки важнее реанимировать научно-промышленный центр, а не превращать его в «спортивную столицу». И те же фонтаны и парки при условии закрывающихся заводов и мёртвого производства вполне могут производить несколько издевательское впечатление, не так ли? Да, конечно, между воровством и воровством с парками и набережными есть разница. Первое хуже. Но второе никакого отношения к «прорывам» и «качественным переломам» не имеет.

Политика. А она вообще Евро проигнорировала. Жуткие угрозы «неприезда» европейских лидеров казались жуткими только невменяемым «оппозиционерам». Впрочем, и даже им не казались. В остальном же и вовсе ничего не поменялось: издевательство над русским языком в форме «борьбы за закон Колесниченко» продолжается, Юля сидит, страна целеустремлённо катится… к парламентским выборам, а не в то место. В том месте страна пребывает уже лет двадцать.

Получается, ничего не изменилось в силу неоднозначности Евро-2012? Почти. Потому, что есть некий вполне однозначный момент. Это то, что ради утехи заграничных гостей, ради выпендрёжа перед заезжими наблюдателями свой народ в очередной раз использован как одноразовый продукт. Вечная характеристика нашей власти, которая, очевидно, напрямую следует из характеристики народа. Возможно, общеславянская характеристика. За исключением, пожалуй, белорусов: но они – вообще уникальный феномен. И этот мерзейший фактор делают данную статью идейным продолжением публикации о плебсологии.

Вот Вам только парочка иллюстраций этого фактора. При подборе кандидатур для осуществления перевода (для голландцев, в том числе для королевской семьи) итоговый результат мотивировался, в частности, таким вот аргументом: «Вот Вас, девушка, мы не берём: у Вас слишком высокий уровень подготовки». Это мелочь, конечно. Но всё-таки.

А вот в одном из харьковских ПТУ, находящемся в "зоне Евро", общежитие приспособили под ночлежку для голландских туристов. Ну, в смысле, этакая мини-гостиница для тех, кто поэкономнее. Койко-место в ней стоит 80 баксов. Сумма совершенно ненормальная, но голландцы поселились. Так вот: весь персонал ПТУ (в том числе и преподаватели) в обязательном порядке являются волонтёрами. То есть, бесплатным обслуживающим персоналом этого самого чемпионата. С ежедневными выволочками от городской администрации в лице ГОРОНО, ответственных за Евро и прочей чиновной мрази и её заместителей. Из упомянутых 80 баксов за койко-место в фонд ПТУ идёт только 5. Остальное - сами понимаете. И вот этот «минус»-фактор, на мой взгляд, перекрывает все номинальные плюсы от Евро. И любые плюсы вообще. Поскольку этот «минус», если угодно, мировоззренческий. И этот «минус» действительно, по факту, превращает всех нас в заурядный, даже не «мудрый», плебс.

И уж от чего, от чего, а от Евро это ну нисколечко не зависит.

inform-ua.com


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.