Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Украина

Проблемы Западной Украины - из-за подмены смыслов

Источник: "Империя"

Великолепная аналитика известных украинских публицистов, подписывающихся Г.Борисенко, беспартийный и И.Иконяк, пенсионер. Не сухие цифры, а анализ ситуации на Украине в целом и особенно в Галичине, исходя из осмысления происшедших событий. Вычерчивается и оголяется то главное, что произошло в стране после перестройки.


А на вопрос, что лучше для блага Украины: ориентироваться на Запад или все же на Россию - ответ дан в последней строчке статьи. "Парадокс, но лучшая пора украинцев, неомраченная вопросами выживания, в меру обеспеченная и справедливая, ушла вместе с обретением независимости."

Итак, статья.

Послушно принявшая немцев Галичина не познала ни горя оккупации, ни радости Победы, а ее герои невостребованы на Большой Украине. Окажись она после раздела Польши в XVIв. не в составе Австрии, а в российской империи вместе с Правобережной Украиной, картина была бы иной. Впрочем, Закарпатье и Буковина влились в УССР одновременно с Галичиною, но подобных проблем не испытывают.

Принято считать, что векторы движения «Европа – Россия» серьезно разделяют Украину, и без того уже давшую трещину. Западная ее часть, в первую очередь Галичина, стремится в Европу, исторически являясь ее составляющей. Там даже мостовые и стены костёлов дышат западом, что едва ли не автоматически делает жителей уже европейцами. Русскоязычный же юго-восток безнадежно болен евроазиатчиной, жмется к Moскве и на дух непереносит евроинтеграцию с евроатлантизмом /и, надо добавить, совсем не безосновательно/.

Можно сказать сразу: по уровню коррупции, беззакония и разрухи, по количеству секонд-хенда, гадалок, съедаемого пальмового масла и прочего, упавшего на наши головы с«незалежностью» со всеми либеральными ценностями - мыуверенно устремлены в центральную Африку /кроме некоторых, нардеп Москаль, известный «интеллектуал», заявил с экрана, что он не мавпа и пальмовое масло не ест/.

Украинская разруха - уникальный случай в мировой практике: сон или безумие своими руками уничтожили то, что создавалось потом, кровью нескольких поколений, ценой неимоверного усилия всего нашего народа, огромных жертв и отказа от самого необходимого. Легко, как змея шкуру, скинув клятвы дедов в пропасть, предав идеалы отцов, матерей забвению, /но мы ведь не змеи, правда/. Взамен сотворили экономическую модель, при которой продажа чужого товара, к тому же отвратительного качества, стала доходнее производства своего хорошего. Впрочем, уничтожили не совсем задаром, кое-кто получил в бездонный карман в виде первичного капитала свои тридцать серебренников.

Вообще, в теме евроинтеграции очень много лукавства и плутовства, процесс развития страны подменяется ее внешней ориентацией. А неискушенная часть населения, предпочитающая гречку и макароны конкретным действиям, видит Украину в виде избушки на курьих ножках. Достаточно повернуться к Европе передом, а к России задом, еще лучше лягнуть ее, и Европа сделает нас сытыми и зажиточными. Так в свое время чудила помаранчевая команда: «принимай уже скорей, мы целуем вас везде». Мы совершили «Геть від Москви!» и шаманим под вашей дверью по уши в эпидемиях туберкулёза, СПИДа, рака, с алкоголизмом, в том числе детским, наркоманиями и прочими прелестями. В качестве кого, спрашивается? Если гастарбайтерами, то мы уже давно там популяризируем Украину. Там и наши «посадовцы - нувориши», и партийные гетьманы, и сладкоголосые евроинтеграторы со счетами в банках и недвижимостью, они заробитчанствуют в Украине и точно так же не обременены европейскими ценностями.

К слову, немногие граждане могут внятно объяснить, что такое «европейские ценности», которыми нас уже много лет без конца очаровывают, и чем они отличаются от общечеловеческих. Также, какое место среди них занимают родные, совковые ценности? И то, что они у нас были достаточно конкурентоспособны, подтверждали выезжавшие пачками евреи и те, кто закосил под еврея, относительно безболезненно устраиваясь по специальности в развитых странах. Востребованность обеспечивали профессионализм и высокий образовательный уровень наших граждан.

Сейчас модно осуждать и осмеивать совковость советского люда и его заидеологизированность. Была другая эпоха, и не только в СССР. Против бесчеловечной, с напалмом и дефолиантами, отравляющими веществами нервно–паралитического и кожно-нарывного действия, войны США во Вьетнаме массово протестовали в самих США и Европе. Североамериканцы жгли флаги своей страны, отказывались от гражданства. С тех пор ценности там постарались приблизить к потребительству и «основным» инстинктам (…безудержная попса, боди-арт и пирсинг, не оставившие живого места на теле, нетрадиционные сексуальные отношения, культ насилия на экранах и прочее из этого ряда. Вот последнее сообщение из-за рубежа, «…в армии США убрали из перечня наказаний ответственность за половой акт с домашними животными», бедные афганские овечки. Бравый американский спецназ освоит ещё пару упражнений наряду с поеданием насекомых в условиях выживания). Развязали руки Пентагону и НАТО, 25 тыс. погибших ливийцев, более чем 100 тыс. иракцев, миллионы беженцев, разрушенные города - ценности для Запада уже не представляют, более важной там является защита домашних животных и утилизация пластика.

Глупо дальше говорить о евроинтеграции Украины, за 20 лет шуты «гороховые» опустили украинцев в разряд второсортных туземцев, пригодных лишь к малопрестижным работам. Как ни странно, едва ли не больше других регионов пострадала Галичина, в «патриотическом исступлении» растоптавшая все, что напоминало о «Советах». Как в песне про недоучку мага. Выдавливали раба и совка, получили гастарбайтера с преобладанием безусловных рефлексов. Уже мало кто помнит, что Львов, к примеру, являлся крупным научным, промышленным центром СССР. Объем его экспорта на душу населения был одним из самых высоких в Украине. Про Львов космический, оборонный знали далеко за пределами Союза.

При разумном и заинтересованном руководстве город свободно имел бы рабочие места, а жёноподобные тинэйджеры тихоокеанского региона наперебой делали бы обзоры львовской микроэлектроники. Сейчас, к горькому сожалению, он предстает сплошным базаром, создается впечатление, что одна половина горожан продает, другая - покупает.

Отличительные особенности двух регионов существенны, но не в той плоскости, что ее навязывают. Устремление Галичины к сытой и комфортной Европе продиктовано чисто житейскими соображениями. Ментальной связи с европейским миром нет и не было, утверждать подобное - лукавить в очередной раз. Никакой другой регион Украины не сравнится горьким опытом пребывания там разных цивилизационных и имущественных уровней. Разделительная черта, - «пан - хлоп» с нуждой и бесправием, обособили подавляющую часть народа, в основной массе сельского /больше 90%/ и неграмотного, от европейских культуры и традиций, оставив церковь единственной отрадой вплоть до начала ХХ в. В тоже время нет уже у Галичины ментальной близости и с русским миром, как у Юго–Востока. «Нет уже» потому, что еще в начале ХХ в была сильна здесь тяга к общерусскому единству. Постарались все та же католическая церковь и бескомпромиссное украинофильство. Россия для галичан превратилась всего лишь в одну из стран заробитчанства. Если бы в России стало сытнее и комфортнее, чем в Европе, Галичина устремилась бы туда «задрав портки», там нет сочувственно-брезгливого отношения к украинским гастарбайтерам.

Чужим наследством, в буквальном смысле, является архитектурный облик городов. Подавляющая часть городской недвижимости, до вхождения Западной Украины в УССР, принадлежала полякам, евреям, немцам, /к примеру - украинцев в Львове на тот момент проживало чуть больше 10%, и далеко не самых состоятельных/. Потомки владельцев до сих пор не теряют надежды вернуть собственность, как это произошло в Прибалтике.

От недоброй прошлой поры остались у Галичины ряд комплексов, что наиболее выражено в мовном вопросе, не приоритетном в целом, но достаточно болезненном. Недержавная мова наверху и русскоязычные политики воспринимаются однозначно негативно. Что бы ни делали регионалы для галичины, как бы ни потворствовали националистам, они останутся здесь чужими и власть их будет чужой, даже если сделают Бандеру дважды героем Украины. «Своими» будут только украиномовные, пусть и с невысокими моральными и деловыми качествами, впрочем, на эти качества в Украине не обращают внимания.

Двуязычие расценивается как возврат к советскому прошлому, когда русская речь доминировала, а значит, присутствовал некоторый элемент чужеродности. Хотя индустриализация края резко улучшила жизненный уклад населения, и в целом наблюдается ностальгия по утраченному, еще можно услышать в адрес русскоязычных «Чого ви сюди прийшли» даже от людей образованных, но чувствующих себя некомфортно в присутствие не своих. Через традиционную закрытость избегали в советский период заключать браки с русскоязычными, сейчас они стали практически невозможными.

Великая Отечественная война, доказавшая братство украинцев с русскими, несмотря на попытки вымарать ее, еще один повод для анализа. Послушно принявшая немцев Галичина не познала ни горя оккупации, ни радости Победы, а ее герои невостребованы на Большой Украине. Окажись она после раздела Польши в XVIв. не в составе Австрии, а в российской империи вместе с Правобережной Украиной, картина была бы иной. Впрочем, Закарпатье и Буковина влились в УССР одновременно с Галичиною, но подобных проблем не испытывают.

Традиционность - характерная черта Галичини, избежавшей в своей истории революций и социальных потрясений; укоренившиеся традиции устояли и от напора советской власти.

Традиция взятки, платы за услугу, осталась нерушимой с тех времен, когда селянину приходилось платить буквально за все: за выпас скотины, рубку дров в лесу, ловлю рыбы, за обучение детей, медицинскую помощь, помощь соседей. «За дякую тато з мамой не спить» - говорят здесь. Некоторые траты человеку со стороны кажутся смешными, но такова традиция: сегодня дал – завтра взял. Выбившийся в начальники, врача, юриста имеет законное право брать, а его клиенты считают естественным давать, потому что он потратился на учебу. /Ректоры Львовского мединститута в советское время неизменно входили в число самых богатых людей Западной Украины, а абитуриенты, родители которых не имели достаточных сумм, отправлялись учиться в Донецк, Харьков/.

Традиция самовыживания, когда хозяйствовали в одиночку, кто как мог, без общины, объясняет предприимчивость галичан. Умение заработать там, где "схидняк" и не подумает (вернее, совесть не позволит) например, на соседях и знакомых - отсюда прохладность к общественным поручениям и работам, отстраненность от всего, что не касается личного интереса, не обещает заработка. На рабочих местах старательность, аккуратность и качество заметишь не часто, «працюєм на москаля» - говорили раньше, сейчас говорят –«москалі знищили». Зато дома - заботливые хозяева, усердно обустраивают жилище, усадьбы, на что идет немало сил и средств /зачастую с подведомственных предприятий/, ухоженные огороды особенно хорошо смотрятся ранней весной, затянутые прямоугольниками пленки. Огородничество и рыночная торговля больше хобби, чем занятие.

Традиционно высокой является галицкая религиозность, нигде так не обожают обереги и паломничество к святым местам, а священники не пользуются большим авторитетом. На христианские праздники денег не жалеют - чтобы было, как должно, в то же время Святое писание - библию читают немногие. Живут преданиями и обрядовостью, у выходящих из храмов редко увидишь в глазах любовь и прощение, зато присутствует готовность забирать чужие храмы. Среди священников немало националистов, а среди набожной интеллигенции - антисемитов и ксенофобов. Видно, долгие века Галичина обращалась к Богу за материальным вместо духовного. С религиозностью натурально уживаются взяточничество, особенно прискорбно наблюдать такое явление, как круговая порука у педагогов и медиков, долженствующих напутствовать молодых и сострадать несчастным.

Особо стоит отметить высокую степень вежливости, ту, что когда-то была во всей Украине - с уважительным обращением, малоконфликтностью. Когда в селах здоровались с незнакомыми. По этой природной черте, по низкому уровню хулиганства /не считая отмороженных националистов/, Галичина - один из самых привлекательных регионов, даже загулявшие допоздна компании не несут агрессии, правда, годы лихой независимости и тотальной демократии радикально изменили этот привлекательный образ не в лучшую сторону.

А вот высокая избирательная и политическая активность - продукт незалежности; в первые годы, в пору душевного подъема Галичины, народные вече собирали многотысячные аудитории, часто звучало «Слава Украине!» вместо добрый день. Прапороносные десанты на Юго-восток представлялись судьбоносными для Украины, потом, со временем, пришло понимание обманутости. Вече сжались до профессиональных, бомжеватого вида участников. «Слава Украине» употребляют лишь неисправимые патриоты – кликуши, да и уж больно издевательски звучит вдохновенное когда-то «Чемодан-Вокзал-Россия!» обернувшееся для скандировавших банальным заробитчанством на российских стройках.

На выборах Галичина голосует, по собственному признанию, больше сердцем, чем головой, с детской непосредственностью возвеличивая кумиров, закармливающих народ обещаниями. Через эту слабость и отсутствие иммунитета случаются конфузы, самый яркий из которых «Майдан - европейский выбор Украины». Многие ехали в Киев за свой счет, жертвовали на революцию, искренне кляли Москву и ее пятую колонну... Очнувшись от угара, проголосовали за «Свободу» и, похоже, опять обманулись.

У «схидняков» из традиций остались разве что давнее славянское хлебосольство, приветливость, готовность помочь посильно. Многонациональная Новороссия с начала освоения земель не знала этнических конфликтов. Переселенцы, едва ли не со всех концов империи и из-за рубежа, селились рядом, жили в согласии, никакая национальность не претендовала на роль «титульной», извращение такого типа появилось лишь в незалежной Украине. Добрососедство, благодатная земля и жаркое солнце сформировали новоросса, чуждого любого национализма, без комплекса неполноценности, сформировавшегося в мире, что от «тайги до британских морей». Вместе они прошли путь от сохи до ядерного оружия, космоса, до сверхдержавы. Юго - Boctok превратился в один из самых развитых регионов СССР, визитную карточку Украины. Одесса еще с имперских времен удерживала за собой статус третьей столицы после Петербурга и Москвы, ее изысканный юмор, своеобразный говор делали город неповторимым.

На большом пути были разные периоды: коллективизация и индустриализация, но было и вредительство, были и ошибки. Похожие проблемы пережила Германия, есть повод судить Великобританию и США за геноцид индейцев коренных жителей Северной Америки, за работорговлю и рабство: не такой уж большой период времени отделяют эти события от проблем нашей жизни. Осуждению подлежит и Святой Престол за кровавые крестовые походы и искоренение ереси, за варварскую христианизацию туземных народов. Плакаться и зацикливаться на зле, значит сеять зло и плодить ущербность. Французы свято хранят память о Великой революции, несмотря на ее террор и тиранию Наполеона, загубившего миллион солдат, но возвеличившего Францию.

К слову, больше других на тему голода напрягается Галичина, не испытавшая его. Усердно стараясь обильно посыпать чужие раны чужой же солью, напрочь забывая свое более чем 500-летнее рабское существование под Польшей, которое сродни этническому геноциду. Это говорит о большой доли лицемерия, присущего этому региону, и политической направленности акции.

Что бы сейчас ни говорили про Россию, старшего брата, как бы ни ликовали, надувая пузырь значительности, что без Украины Россия уже не будет империей промышленной мощи. Украина состоялась только в единстве с Россией, и выглядела достойно по многим показателям. Сейчас у Украины старших братьев, как «Педров в Бразилии - не сосчитать»: более старшие, менее старшие, даже некогда захудалые рвутся нас в евро интегрировать, и Украина «мае те, що мае».

Шкала ценностей Юго – Востока поменялась с приходом большевиков, ломавших вековой уклад лапотной Руси на всеобщую грамотность, индустриализацию, приобщением к культуре, спорту, творчеству. Особое место отводилось книгам, их до сих пор охотно читают, приличные библиотеки не редкость даже у людей физического труда. Книга была лучший подарок, развивала и учила поколения и не позволяла деградировать, как от нынешних дешевых политических и развлекательных шоу. По большей части непрофессионально слепленных с грубой обнажёнкой и элементами садомазохизма, от похабщины и насилия на экранах. В советский период, благоприятный для любознательной публики и богатый разными конкурсами, кружками, спортивными секциями любой регион СССР мог дать фору Европе по общеобразовательной подготовке. /Западная Украина в этом плане не успела по времени и продолжает жить больше материальным/.

Страсть к зажиточности не разъедает душу «схидняка», дома, усадьбы, домашняя обстановка часто без претензий на пятизвездочность, большинство личных бытовых проблем все еще решаются с помощью бутылки или коробки конфет, хотя уже набирает силу взяточничество.

Хлебосольные застолья, по поводу и без, нередко чрезмерные, людям трезвым и в одиночку лучше обходить. Готовность дать по"фэйсу" после обильного возлияния, кулачные бои деревня на деревню. Впрочем, славные наши козаки, первопоселенцы в этих краях, тоже знали толк в весельях и уважали подобного рода забавы, передав потомству склонность к правонарушениям и загулам, после которых остается лишь надеяться на сердобольность соседей. Со времен общинного землепользования сидит в русской душе убежденность, что общество не даст пропасть, поможет выжить.

Тот же дух взаимопомощи, коллективизма обживал новые места, поднимал трудовой энтузиазм, сплачивал в военное время на фронтах и в тылу, побуждал к жертвенности и героизму. Он делал многолюдными субботники, праздничные демонстрации, что могло быть лучше общения в родном коллективе, второй семье трудящихся, сближавшей, нередко, сильнее родственных связей.

С «великих тех годов» - непрестижность среди граждан заниматься торговлей, особенно рыночной, выносить на базар излишки урожая, тем более выращивать на продажу, считалось чуть ли не крохоборством.

Наследием богоборчества является прохладное отношение к вероучениям и церквям, что отнюдь не говорит о бездуховности. Духовность, нравственность давно не прерогатива церкви. Божьи заповеди превратились в общечеловеческие ценности, которые, к сожалению, мало котируются в мире, в том числе и церковном, и чаще служат лишь ширмой для ханжества. Духовность не попса, она никогда не была массовой, во все времена оставалась уделом малого числа людей, не обязательно религиозных. Не совсем корректно связывать значительный криминогенный уровень Юго-Востока единственно с дефицитом религиозности, в благополучной Чехии, к примеру, 55% граждан признают себя атеистами.

О политических пристрастиях региона говорить нетрудно, их просто не осталось, разве что помаранчевый шабаш на время сгруппировал «схидняков» вокруг регионалов. В целом их поддерживают лишь как одну из сил, которая была заинтересована в сохранении уцелевших еще предприятий, и которая может реально постоять за русский язык. Но сегодня иллюзий насчет украинских политиков-регионалов, их желаний и возможностей, уже не питают. Слишком явно провальная, катастрофична на практике вышла идея проекта капитализации, либерализации, изначально выстроенного по другим чертежам здания советского общества, советской Украины.

По каким качествам «Схід і Захід – разом», могут сказать разбитые и загаженные подъезды, мусор под окнами многоэтажек и горы мусора в лесопосадках, вытоптанные газоны и езда по ним автомобилями. Известное «моя хата скраю», игнорирование законов, готовность потянуть, что плохо лежит, нежелание перетрудиться - миф о трудолюбии украинцев придумали сами украинцы. А также: общие нужда, бесправие и проблемы выживания.

Имея совершенно разную историю и несхожий менталитет, два ныне непримиримых региона могли бы вполне мирно решать совместные вопросы, общаясь каждый своей «мовой», не реагируя на циничных политиков. Реальность, к сожалению, иная: имеется достаточно граждан – «биомассы», по точному определению Ю.В.Т. - готовых как губка, впитывать в себя все, что им сливают, пенять на зеркала и видеть виновника в ближнем. У галичан есть хорошая поговорка на этот счет, правда, несколько грубоватая: «Чому бідний – бо дурний».

Просить у Бога разума и строить Европу в Украине остается пожелать в такой ситуации. Строить всем вместе, не унижаясь ни перед кем, не позволяя никому манипулировать собой, блюсти свой интерес и самим решать, в какие торговые союзы вступать. Брать лучшее со всего мира и прививать его вместе с детскими прививками, как это сделал маленький Сингапур, отбривший в своё время старшего брата США и создавший жизненные стандарты выше европейских.

Не стоит обманываться насчет помощи со стороны, тем более европейской. Европа не филантропическая организация, она уже достаточно «помогла» Украине, как бы не лишиться того, что осталось. Достаточно вспомнить огромную помощь запада в развязывании гражданской войны на территории СССР. Да и простой подсчёт показывает, что за последние двести лет запад организовал три жесточайших, кровавых нашествия на славянские территории, не считая кратких интервенций, и все три раза был выброшен за пределы священных границ. Ни Европа, ни США деньги на ветер никогда не выбрасывали, основным их занятием были захватнические войны, работорговля, грабежи колоний, подчинение слабых стран тем или иным способом, вплоть до нынешних бомбардировок.

Ещё бы избавиться от скудоумия, например «Якби при владі були патрійоти». Европейцы, опять же, свое благополучие завоевывали в противостоянии с олигархами и властью, полагаясь только на себя.

И, когда такое получится, когда мы сможем - Европа заговорит об украинских ценностях и пригласит к себе, как равных. А мы подумаем, стоит ли связываться с ней.

Не правда ли, просто и понятно, как суть учения Христа: «Возлюби Бога всей душой и возлюби ближнего, как самого себя». Все остальное, что написано и наговорено за две тысячи лет христианства – это бизнес-проект профессиональных жрецов.

Признаюсь, сказанное про Европу в Украине, пустое сотрясание воздуха. Инертный народ, с ленцой и невысокими моральными качествами, не желающий менять свой менталитет, обречён навечное ожидание мессии. А Украину не для того обанкротили и разворовывают, чтоб однажды, опомнившись, начать ее благоустраивать, тем более развивать. Отсюда лапша на уши, вроде той, что Украина не имела опыта государственности, ищет, ошибается, /к сожалению, на крупные суммы и продолжительное время/. Путь маленькой Финляндии, вечной колонии Швеции, потом России, заселенной на момент получения независимости в І9І8г в основном оленеводами, показал, как можно, не имея практически истории, стать образцовым и уважаемым государством, поддерживающим ровные отношения с Вашингтоном, Москвой и Брюсселем.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.